Политика
№ 43 (1457), 24 апреля 2009 г.

Полное разочарование

Сто дней второго правительства области

Примерно сто дней отработало ново­-­старое правительство Валерия Шанцева (без Виктора Клочая, Ирины Живихиной, Андрея Мошонкина и поменявшего позицию Сергея Потапова). Пора подвести некоторые итоги работы реструктуризированного состава шанцевской исполнительной власти.

Речь вполне может идти о второй волне отставок, и на роль претендентов подходят Ольга Сулима, Владимир Иванов и Геннадий Суворов

Мы слышали достаточно много объяснений того, что нужна новая структура областного правительства. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев объяснил, что его ноу-хау состоит в том, чтобы объединить в один блок ту сферу, где зарабатываются деньги, и ту, где они распределяются. Исходя из этого, в ведении вице-губернатора Владимира Иванова оказались и промышленность, и сельское хозяйство, и финансы с экономическим прогнозированием. Сам глава региона взял на себя руководство блоком инвестиционной политики, который тот же Иванов курировал ранее. Блок заместителя губернатора Александра Крючкова — энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство — значительно укрепился за счет сфер, которые ранее курировали Ирина Живихина (лесной комплекс и экология) и Валерий Англичанинов (энергетический комплекс). Заместитель губернатора Англичанинов сосредоточился только на строительном комплексе. В социальном блоке Геннадия Суворова появилась жилищная политика. Как же в реальности функционирует новое правительство Валерия Шанцева?

На самом деле, чем дальше, тем больше вице-губернатор Владимир Иванов оттесня­ется от руководства промышленностью Нижегородской области. Этот функционал явочным порядком взял на себя губернатор Валерий Шанцев. В качестве доказательства этого тезиса можно привести примеры недавних вояжей главы региона в Дзержинск (химические предприятия), а также в Заволжье и Павлово (автомобильный комплекс). Очевидно, что Иванова в сфере промышленности становится все меньше и меньше.

Что касается сферы финансов и экономического прогнозирования, то вице-губернатор Владимир Иванов с подачи своего шефа, который хотел показать, что кризис заденет Нижегородскую область слабее других регионов России, потерпел полное фиаско. Что сделали в кризисной обстановке руководители абсолютного большинства субъектов федерации? Еще до кризиса, летом они спланировали свои региональные бюджеты на 2009 год. Когда было объявлено о кризисе, они после консультаций с федеральным центром пересчитали бюджеты с уменьшением доходов на 25–30% от первоначальных докризисных планов. Руководители областей и республик исходили из пессимистичного варианта развития событий. Если ситуация будет развиваться в более оптимистичном русле, они смогут плавно и осторожно (многие говорят о второй волне кризиса и так далее) увеличивать региональные бюджеты.

Губернатор Валерий Шанцев, видимо, исходя из политических соображений (срок его полномочий заканчивается в августе 2010 года), решил показать Москве, что кризис для такого «сильного руководителя» — не более чем чепуха. Поэтому изначально был принят запланированный ещё до кризиса областной бюджет на 2009 год. Потом в феврале 2009 года бюджет Нижегородской области секвестировали по оптимистическому плану (примерно на 14% от докризисных расчетов). Теперь в мае предстоит еще одно уменьшение доходов областного бюджета на 6–6,5 млрд рублей. Хотя заместитель министра финансов Людмила Старостина предсказывает уменьшение на 12–12,5 млрд рублей.

Что происходит? В 2006–2008 годах губернатор Валерий Шанцев использовал тактику многоразового увеличения бюджета. Это отрицательно влияло на использование бюджетных средств, вызывало критику минфина по вопросам прогнозирования и планирования доходов бюджета, но зато у населения Нижегородской области, депутатов Законодательного собрания возникало ощущение сверхбыстрого роста экономики при губернаторе Шанцеве. Так выстраивалась его репутация — как управленца, который умеет зарабатывать деньги. Мол, общий подъем экономики в России и Нижегородской области дает вклад в увеличение бюджета, но есть и фактор Валерия Шанцева, который восемь–девять раз в году учитывается Минфином и ЗС НО. Понятно, что это была приятная иллюзия, от которой тяжело отказываться.

Иллюзия сегодняшнего дня имеет свои корни в иллюзиях старых. Ну никак не хочет губернатор Шанцев смириться с тем, что в 2006–2008 годах экономика и бюджет Нижегородской области росли, как в среднем по России, а в 2009 году падают на 25–30%, что тоже соответствует среднестатистическим показателям. Валерий Павлинович пытается противостоять очевидным фактам. Отсюда ущербная финансово-бюджетная практика в 2009 году, которую не приняли на вооружение здравомыслящие руководители субъектов федерации. Шанцев решил, образно говоря, рубить собачий хвост по кусочкам. Нам предстоит четыре-пять раз в 2009 году секвестировать бюджет Нижегородской области, чтобы в итоге получились цифры доходов и расходов бюджета, которые многим были ясны в конце 2008 года, — секвестр бюджета на 25–30%. Губернатор Валерий Шанцев почему-то решил сделать процесс возврата к экономической реальности крайне болезненным и затратным, наносящим ущерб муниципальным образованиям. А ведь перед ним были многочисленные примеры других областей и республик, которые куда более трезво оценили складывающиеся реалии.

Ну никак не хочет губернатор смириться с тем, что в 2006–2008 годах экономика и бюджет области росли, как в ­среднем по России, а в 2009 году падают на 25–30%, что тоже соответствует средне­статистическим показателям

Формально ответственность за эти процессы несут вице-губернатор Владимир Иванов и министр финансов Ольга Сулима. Но с другой стороны, ясно, что это самая грубая, за почти четыре года работы в Нижегородской области, ошибка лично губернатора Валерия Шанцева. Объективно это ставит крест на его претензиях на второй срок губернаторства в нашем регионе. Мы столкнулись с бездарной, глупой финансово-бюджетной политикой, за которую можно было бы запросто лишать высоких должностей.

В конце 2008 года убрали вице-губернатора Клочая, заместителей губернатора Живихину и Потапова, министра ЖКХ Мошонкина. Можно спорить о справедливости этих отставок: все ли они наработали на бесславный уход? Но сермяжная правда жизни есть в изгнании каждого из них. Исходя из тех же посылов впору ставить вопрос о второй волне отставок — Шанцева, Иванова, Сулимы. Хотя Иванова, да и Сулиму, жаль — все-таки это профессионалы.

За Владимира Иванова обидно вдвойне. Скорее всего, против него была разыграна московская аппаратная интрига. Иванова, видимо, решили убрать с инвестиционного блока, освободив это место под министра инвестиционной политики Дмитрия Сватковского. Эта идея была закамуфлирована — якобы Иванов займется и промышленностью, и финансами. На самом же деле вице-губернатор Иванов остался на финансах, где ему навязали ошибочный курс, а также на сельском хозяйстве. Это, кстати, старинный аппаратный прием — спроваживать на сельское хозяйство тех, кто неугоден. Понятно, что Иванова полностью практически переиграли. И это у команды Валерия Шанцева получается намного лучше, чем работать. Тем паче что в промышленности проблем выше крыши: индекс физических объемов за январь–февраль 2009 года по сравнению с первыми двумя месяцами 2008 года составил только 65%. По сути дела, треть промышленности Нижегородской области обнулилась.

Интересная ситуация складывается в блоке заместителя губернатора Александра Крючкова. Ссылаясь на указание губернатора Шанцева, он ведет разрушительную линию в жилищно-коммунальном хозяйстве. Характерно, что министр ТЭК и ЖКХ Ульянов публично не поддерживает этот курс своего начальника. А главный жилищник региона Павел Марков явно смягчает пассажи Александра Крючкова...

Рано или поздно этот латентный конфликт выльется в отставки. Не исключено, что заменен будет заместитель губернатора, а возможно уйдут все — и Крючков, и Ульянов, и Марков. По некоторой информации, с начала 2009 года министерство ТЭК и ЖКХ постепенно ослабляется за счет увольнения грамотных и опытных заместителей министра. Речь идет, например, о таком управленце, как Александр Страхов, слухи об отставке которого ходят уже несколько недель.

Относительная стабильность наблюдается только в блоках заместителей губернатора Геннадия Суворова и Валерия Англичанинова. Но и там не всё так хорошо. За аппаратную устойчивость Суворова сложно поручиться.

Успехи ново-старого правительства Валерия Шанцева пока не просматриваются. Зато проблем самого разного рода достаточно. Ну и какую оценку поставить губернатору и его команде?

P.S. Не оставляет мысль, а не коррупционный ли подтекст доминирует в действиях областного правительства, когда под благими намерениями не сворачивать Программу развития скрывается желание как можно больше средств в кризисное время выделить аффинированным строительным компаниям?