Общество
№ 49 (1463), 15 мая 2009 г.

Кто там шагает левый?

«В Риге в День Победы во время шествия латвийским национал-большевиком Владимиром Линдерманом было поднято Знамя Победы, в настоящее время решается вопрос о возбуждении в отношении Линдермана уголовного дела». «9 мая в Нижнем Новгороде ОМОН задержал участников семинара “Левое искусство”»

По сообщениям прессы

В День Победы Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства приютил под своей крышей участников семинара-общежития «Левое искусство. Левая философия. Левая история. Левая поэзия». В Нижний Новгород с целью сплотить интеллектуалов под знаменами левого дискурса прибыли из Москвы историк Илья Будрайтскис, поэт и переводчик Кирилл Медведев, экс-нижегородец художник Николай Олейников и философ Алексей Пензин. Двое последних — участники художественной группы «Что делать?». Действо началось с просмотра фильма Жан-Люка Годара «Симпатии к дьяволу», идеологически заряженного успехом студенческих волнений 1968 года во Франции.

И быть бы семинару, обстоятельно организованному в духе классических сходов участников подполья, просто одним из немногих славных культурных событий, время от времени проходящих в нашем городе, если бы на исходе второго часа просмотра фильма в помещение ГЦСИ не ворвались бойцы БСН (батальона специального назначения) под управлением двух сотрудников отдела по противодействию экстремистской деятельности. «Классическое» требование «Лицом к стене, руки на стену!» быстро вернуло участников с революционных небес в отечественные реалии.

Повышенный интерес к событиям культуры уже не раз был замечен со стороны «критиков в штатском», но доселе это касалось только мероприятий, организованных политическими активистами, и, как правило, речь шла о превентивных посещениях владельцев того или иного помещения, заявленного в анонсе. На сей раз целями сотрудников «Центра Э», видимо, стало указать гостям города на нежелательность их присутствия, а также внести в свою картотеку данные участников. Не последним фактором было участие в мероприятии в том числе прибывших из других регионов сторонников Социалистического движения «Вперед», достаточно активного в последнее время, а также целого одного нацбола. То, что под ту же гребенку попали и нижегородцы, не задействованные в уличных баталиях с властью, мало смущало сотрудников ГУВД. «Лес рубят —щепки летят» — старый принцип. Другое дело, что культурный досуг людей с активной гражданской позицией вряд ли вообще должен кого-то касаться. Если из-за нескольких оппозиционеров, решивших сходить, например, в театр, начнут задерживать всех зрителей спектакля, власть получит то, чего так опасается, значительно быстрее. А опасения, судя по поведению ее многочисленных охранителей, действительно есть.

Около тридцати человек утрамбовали в ПАЗик и доставили в Нижегородское РУВД, где без оформления задержания они были сфотографированы, их личные данные — переписаны. Не миновала эта участь даже двоих несовершеннолетних детей Николая Олейникова.

Примечательно, что ранее Дмитрия Виленского, питерского художника, снимавшего на видеокамеру события того дня, заставили стереть кадры, на которых было запечатлено проникновение в ГЦСИ спецназовцев. В подобной ситуации можно было бы ожидать еще и неправомерного сбора ­объяснительных, но праздничный день и вмешательство директора ГЦСИ Анны Марковны Гор ускорили процедуру.

Хоть и со сбоем в графике, но работа семинара была продолжена, при этом уже в качестве рейтингового регионального события.

Лекция Олейникова — экскурс в историю левого искусства, размеченную художником событиями Французской Революции 1871 года, Великой Октябрьской революции в России и студенческими волнениями во Франции в 1968 году. От Гюстава Курбе до Тристана Цары, от предвижников до Ги Дебора. Плотность событий и наличие преемственности выводило на актуальность левого искусства и сегодня, но, к сожалению, сам вопрос о современном левом художнике рассмотреть не успели.

В силу цейтнота не удалось развернуто обсудить и лекцию Пензина по левой философии, и выступление Будрайтскиса, хотя к этому моменту дополнительной дискуссионной площадкой стал уже двор Центра современного искусства.

Если и не все получилось в рамках первого опыта проведения подобного мероприятия у лекторов, то атмосфера идеологического общежития, некоего взаимного культурного взаимопроникновения сложилась безусловно. Значимый результат достигнут менее чем за сутки, и не последнюю роль здесь сыграл спецназ, хоть и в качестве статистов.

Настало время перемещаться в клуб «Соль», где всё было подготовлено для выступления Кирилла Медведева, современного поэта и прекрасного переводчика. Под аккомпанемент девушки-диджея, подыгрывающей за пультом по мере возможностей, Кириллом были зачитаны подборки стихов Александра Бренера и Аллена Гинзберга.

Справедливости ради: текст статьи о забастовке в универмаге «Олсон», зачитанный позже Николаем Олейниковым под то же музыкальное сопровождение, выглядел не менее актуальным и художественно значимым.

За передвижениями участников семинара все это время продолжали наблюдать оперативники из УАЗика с гражданскими номерами. Почти всю ночь в помещении ГЦСИ продолжался просмотр различных фильмов.

Обсуждение событий семинара в интернете продолжается до сих пор, но более всего блогеры оказались шокированы именно фактом вторжения сотрудников милиции на общественное культурное мероприятие.

Недоумение вполне закономерное, но удивительно, что нашлись уже люди, провозгласившие «А вы чего хотели?» и успевшие обвинить организаторов в заведомой провокации, мол, и лицом не вышли, и 9 мая никак не тот день. Но разве красные дни календаря уже отданы на откуп властным структурам? Разве власть, покрывающая облавы на культурные мероприятия и в то же время ­всерьез размышляющая о возможности сдачи Курильских островов Японии, — священна? Здесь есть повод для сомнений.

Остаётся надеяться, что негативная реакция на подобные визиты будет и впредь превалировать, а робкие хлопки не превратятся в овации, подобные тем, что сорвали террористы, вышедшие на сцену в Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла «Норд-Ост».


Художественная группа «Что делать?» для России явление, можно сказать, уникальное. Дело даже не в декларируемом взаимодействии между теорией, искусством и активизмом, призванном их политизировать. Хотя и это уже при в целом аморфном состоянии современной российской художественной мысли — штука необычная. В первую очередь, непохожесть группы в очень «европейском» понимании социализма (к которому, несомненно, тяготеют художники из «Что делать?»), в преемственности к «новым левым». Одноименная с названием группы газета издается с 2003 года и за счет своей самобытности имеет полное право слыть скорее самостоятельной культурной акцией, нежели средством массовой информации.

СД «ВПЕРЕД» впервые со времен оформившейся позднее в серьезную политическую силу, ныне запрещенной НБП, создано в результате синтеза энергий молодых людей, открыто неудовлетворенных обстановкой в стране, с одной стороны, и художников, поэтов, мыслителей — с другой.