Среда обитания
№ 50 (1608), 14 мая 2010 г.

Куда идут мастера фолк-хистори? Часть 2

Рецензия на исследование Дмитрия Квашнина «Русь изначальная — потерянная история, или Несколько шагов в поисках истины»

Специалисты по изучению фолк-хистори обычно называют следующие признаки этого жанра:

• настрой на сенсационность; сюжет строится по законам беллетристики, что предполагает тенденциозный отбор лишь тех обстоятельств, которые укладываются в изначальную авторскую концепцию; часть фактов при этом откровенно додумывается, происходит «подгонка под ответ», то есть фальсификация истории;

• огульное отрицание и/или (чаще) игнорирование твёрдо установленных наукой фактов, методов научно-исторического познания и их результатов, таких дисциплин, как археология, палеография, папирология, нумизматика, сфрагистика, естественно-научных методов датирования и тому подобное;

• использование народной этимологии и топонимики, влекущая глобальные выводы игра со всевозможными словесными совпадениями, в ходе которой игнорируются законы лингвистики и положения сравнительного языкознания: слова «русские» и «этруски» похожи, значит этруски — это древние русские (или, наоборот, русские — современные этруски — это уж кому как нравится), слово «скиф» созвучен слову «скит», значит скифы — славяне-кочевинки-скитальцы, «дон» по-осетински «вода», а «лонг» — долгий, значит Лондон основали осетины (данное утверждение породило известный анекдот об изобретении ими же презерватива), чеченский тейп Мелхи — потомки библейского Мелхисидека и тому подобное;

• при этом, однако, сохраняется «наукообразие» и декларируется цель именно научного опровержения устоявшихся представлений о предмете; произведение в жанре фолк-хистори мимикрирует под научное, чем в корне отличается от литературно-художественных жанров альтернативной истории и исторического фэнтези;

• апломб и склонность к конспирологии, разоблачению предполагаемого заговора представителей академической науки, стремление поразить читателя масштабами «подтасовок» и «сокрытия правды», глобальность, призыв к коренной ломке представлений о модели всемирной и/или отечественной истории; зачастую автор произведений фолк-хистори утверждает, что «его преследуют за правду», «архивы закрыты», «засекречены», «всё важное уничтожено, но удалось раздобыть единственный экземпляр» и далее по списку.

Таким образом, основная черта фолк-хистори и характерная примета жанра — преднамеренность искажения фактов. Имена, даты, географические названия и ландшафты в такой ситуации — лишь антураж, декорация, имитирующая научность. Среди целей такого подлога — самопрезентация и утверждение маргинальных идей и персон, неспособных по разным причинам утвердиться в рамках академической науки; попытка (иногда искренняя) дать простые ответы на сложные этнополитические вопросы современности; а также и коммерческий интерес, способ заработка.

Сообщество «фолк-хисториков», в свою очередь, обычно подразделяют на несколько групп (представленная ниже классификация принадлежит Дмитрию Володихину).

Классический «центр» фолк-хистори базируется на экспансии представителей точных наук в гуманитарную сферу — это «физики», занявшиеся «лирикой». Они, как правило, интересуются контрфактическим моделированием исторической реальности. Наиболее известными представителями этой линии являются математики Анатолий Фоменко и Глеб Носовский, создавшие так называемую «новую хронологию». В соответствии с их взглядами, Древнего Мира и раннего Средневековья не существовало вообще, человеческая история значительно короче, чем это принято считать, а основные ее моменты дублировались на страницах хроник в результате переводов, переложений, изложения одних и тех же событий разными летописцами. Основной метод «тандема» — так называемый исторический параллелизм. Если совпадают какие-то детали в различных исторических эпохах, значит это одна эпоха. Посему Киевской Руси и монгольского ига не было вообще — Русь попросту с самого начала была Татаро-Монголией. Русские и татары — это одно и то же. Батый — русский атаман по прозвищу «Батя», он же князь Ярослав Мудрый, он же Иван Калита. Дмитрий Донской — татарский хан Тохтамыш. Битва на Калке — победоносное сражение русско-та-тарского войска (оно называлось Орда) с венгерским королем. Куликовская битва произошла в центре Москвы на Сретенке, ставка Донского-Тохтамыша была на Таганке. Сарай, столица Батыя, — это Ярославль, он же Великий Новгород. Иванов Грозных было четыре, один из них взял Казань и был канонизирован под именем Василия Блаженного. Чингизхан и Тамерлан — одно и то же лицо, он же Иван III. Константинополь и Самарканд — один город, он же Самара. Александр Македонский — Магомет II из XV века. И так далее.

С середины девяностых «Новая хронология» превращается в коммерческий ­издательский проект. К настоящему времени издано более 90 книг с суммарным официальным тиражом более 700 000 экземпляров. У Фоменко-Носовского немало эпигонов и популяризаторов: здесь четыре тома по всемирной и русской истории Сергея Валянского и Дмитрия Калюжного, целая плеяда авторов, выпустивших в 1998 году сборник очерков в поддержку «фоменковцев», и так далее.

Вторая по значимости группа — националисты, олицетворяющие подъём национального самосознания в постсоветскую эпоху. Главной своей задачей они видят обеспечение «своих» этносов более древней и героической историей, которая «до сих пор скрывалась».

Почти все «фолк-хисторические» теории, отражающие взгляды русских националистов, тесно связаны с неоязычеством. В качестве «исторических источников» здесь рассматриваются различные «священные тексты», представляющие собой подделки второй половины прошлого – начала нынешнего века: «Велесова книга» (литературная мистификация русских эмигрантов Юрия Миролюбова и Александра Куренкова, опубликованная в пятидесятых в Сан-Франциско), «Славяно-Арийские веды» (сборник стихотворных произведений, впервые опубликованный в 1999 году в Омске Александром Хиневичем и выдаваемый автором за публикацию неких «родовых книг», оригиналы которых якобы «хранятся жрецами в укромных местах») и прочее. Большинство концепций этого направления постулирует, что русские являются прямыми и непосредственными наследниками индо-арийской «расы», что сближает взгляды данных авторов с воззрениями идеологов Третьего Рейха на германский этнос. Произведения данного направления наиболее тесно связаны с другими разделами паранауки, включая оккультизм, и нередко содержат откровенно расистские и/или антисемитские доктрины.

С произведениями адептов русского неоязычества тесно смыкаются «труды» квази-филологического характера, настаивающие на том, что русский язык (причем именно современный русский, а не «придуманный попами» славянский) дал начало всем человеческим языкам или, на худой конец, всем языкам индо-европейской семьи. Характерным образчиком этой «школы» являются труды Александра Драгункина, который настаивает на происхождении английского языка от русского и обнаруживает записи русских слов уже в пещерной живописи древних охотников на мамонтов. Пропагандой идей Драгункина теперь занялся и патриот-сатирик Михаил Задорнов, отныне именующий себя «язычником Эры водолея». Здесь изнасилование законов филологии принимает особо извращенные формы: суффиксы и окончания русских слов объявляются корнями, причем «древнеарийскими». Славянин — славь-ян-инь. Инь — женская энергия, ян — мужская активная. Женщина — дает жизнь энергии Инь. Мужчина — из двух слов «муж» и «чин», имеется ввиду «святой чин». Крестьянин — крест-ян-инь. «Когда-то очень давно, — пишет Задорнов, — на севере теперешней России жил удивительный и очень древний народ. Почему на севере? Потому что климат Земли был другим. И на севере было тепло. И народ, который там жил, называл себя ариями. «Ар» означало земля. У ариев был язык, многие слова которого до сих пор сохранились в нашем языке, но мы перестали слышать их изначальный смысл. Например: заря — за землей, сарай — склад на земле, караван — идущий по земле. Отсюда и английское слово «кар» — машина. Царь: «це» — это, «ар» — земля. Царь первородно означал «властелин земли». Аристократ — Арий в стократном поколении».

Впрочем, наш новоиспеченный лингвист даже в древних корнях «кое-что» напутал: корень «ар» в индо-арийских (индоевропейских) языках значит вовсе не «земля», а «вода». Землю же он означает в семитских, в частности — в древнееврейском. А с евреями, по Задорнову, шутки плохи: «Европа» — «евреи» и «опа». Последнее слово — усеченное! Оно указывает, где мы все будем, если нырнем в ЗАПАДную реформу образования!». Так наш истинно арийский сатирик изволит шутить...

Впрочем, на первенство своего языка претендуют не только русские националисты. По принципу «всяк кулик свое болото хвалит» в каждой республике рождается плеяда собственных националистически настроенных фолк-хисториков.

Продолжение в следующем номере