Культурный слой
№ 88 (1791), 12 августа 2011 г.

Саундтрек к размышлениям о несовершенстве мира

Станислав Вдовин. Альбом «Live For Food And Culture», 2011

Последний альбом, выпущенный Станиславом Вдовиным, содержит записи с концерта в нижегородском арт-кафе «Буфет». Называется он «Концерт для еды и культуры», «Еда и культура» — своего рода слоган данного заведения. Во всяком случае, с вкусняшек Станислав и начинает свой концерт: первый трек именуется «Mandarins». Вкрадчивый саунд настраивает на то, чтобы домысливать видеоряд — итак, пикник на обочине, невдалеке шуршат шины проезжающих легковушек, жужжит летняя трудяга-пчела. Через неравные промежутки времени возникают характерные звуки — будто сок из солнечных цитрусовых капает на деревянную ладонь стола.

Вообще, рецензировать эмбиентный альбом почти непосильная задача, ведь текст рецензии, видимо, тоже должен быть эмбиентным, обволакивающим. Проще всего сказать, что это музыка умиротворённая, неспешная, погружающая в себя слушателя, но это подходит практически для любого эмбиент-релиза. Отличие саунда Вдовина в том, что он провоцирует смотреть его музыку.

Вторая композиция — Cold Part Of The World — хвалится водной тематикой: лодки трутся и стукаются бортами, слышны всхлипы вёсел, а время, похоже, течёт нелинейно, как в сказке. В следующей вещи Cells борта ещё ударяются друг о дружку, но всё реже и реже. Мы различаем эхо, вызванное приглушённым течением воды. Где-то неотчётливо гремит гром. Вся картинка подана нам словно с высоты птичьего полёта. В конце трека нарастает гул, и мы попадаем в промзону «Freight/The Sky Moves Faster» — тут и заводские шумы, и гудение трансформатора, и колокольный рокот. У звуков размытые края и невнятные очертания. Но к финалу появляется отчётливый пульсирующий перегуд текущей воды. И наконец, россыпь клавишей. Пожалуй, это философская кульминация альбома.

В «I Gather Sounds» Станислав действительно собирает звуки — атмосферно-расслабленные, кристально-чистые. Клавиши нащупывают мелодию. Ясность мысли, алхимическое настроение. В мягкой расслабляющей манере решена и композиция «For Margo», она показалась мне самой светлой на альбоме. Мерещится намеченная пунктиром ритмика, колышутся деликатные до-минорные волны, мерцают тихие синтезаторные аккорды. В «Things Change» автор вновь никуда не торопится. Умиротворящий стиль: тает сигаретный дымок, слегка дребезжат оконные стекла, ниспадает утренняя роса. Соприкосновение души с вечностью происходит здесь и сейчас.

Сам Вдовин описывает альбом, как свободную от напряжения музыку, что может «составить компанию в любое время суток, унося сознание или в утреннюю лазурь, или к звёздным далям, или к размышлениям о несовершенстве мира. Утренняя прогулка, легкая дымка над водой, подошвы, мокрые от росы, безмятежность, а потом — чаща леса или городские джунгли, и надо всем этим — вечное непостоянство неба». И обещает, что обновлённые версии некоторых треков войдут в готовящийся студийный альбом.