Культурный слой
№ 132 (1835), 25 ноября 2011 г.

Отпустите меня, Гималаи!

Отпустите меня, Гималаи!

На третьем этаже Художественного музея проходит выставка «Гималаи. Тибет». На ней представлены фотоработы, сделанные во время высокогорных экспедиций Международной общественной организации «Центр духовной культуры» и фотоагентства «АгниФОТО» по Гималаям и Тибетскому нагорью за последние десять лет.

Я — человек комфорта и небольшой любитель гор и всяких прочих искусственных препятствий, но то, что я увидел, просто заворожило. Фотографии очень расчётливо сделаны с разных ракурсов, а половина так вообще с птичьего полёта, так что суровые и необъятные разумом восьмикилометровые скалы кажутся уютным прогулочным трафиком, чуть ли не нашей «Швейцарией».

На выставке с полсотни работ, и все они красивы и информативны, но очень запомнились две. Одна — циклопический триптих 3 на 9 метров в главном зале. Удачная точка съёмки вкупе с фантастической разрешающей способностью оптики сотворили какое-то чудо, потому что я мысленно буквально гулял по всем этим тропинкам, гребням и перевалам, пока чуть ли не силой воли не прогнал наваждение, осознав въяве общий километраж (50 км) и перепад высот (порядка 6 км). А уж о минусовой температуре я вспомнил только на выходе.

Зато по контрасту просто идиллией смотрелось озеро Тсо Ролпа. Оказывается, их там целых четыре, однако, и этого вполне хватило. Как на взгляд ни дики и суровы каменистые просторы, вызывающие стойкие ассоциации с марсианскими, глаз всё равно различает на самом берегу некие стойбища аборигенов в виде стад животных, войлочных юрт и дымков над ними.

А уж совсем пасть духом не дают строки из буклета: «Южнее отдельными островками растут пучки травы и кустарниковые, а в речных долинах и котловинах пресных озер можно встретить так называемые тугайные леса. В них растут тополя, ивы, можжевельник, облепиха, барбарис. Здесь самая высокая граница земледелия: ячмень колосится на высоте 4500 м над уровнем моря».

И совсем уж несправедливо будет, в связи с речью о Гималаях, не упомянуть имена Елены и Николая Рерихов. На выставке есть фото долины Кулу, где находится их дом-музей и место кремации Махатмы Рериха.

Общим местом является, конечно, сакральный контекст горного массива для буддистов и индуистов всего мира с красивыми преданиями об острове Джамбудвина с золотой горой Меру в виде цветка лотоса, на вершине которой стоит город Брахмы, а вокруг цветут сады Индры.