Экономика
№ 63 (2348), 19 июня 2015 г.

Тришкин мост

Как городские власти капремонт удешевили

Тришкин мост

Фото www.imidis.com

Как про людей говорят, что у каждого свой крест, так про нижегородские областные и городские власти можно смело сказать, что у каждого свой мост. Масштаб бюджетной натуги у всех разный, но есть какое-то смутное ощущение, что городская со своим Молитовским мостом не справляется.

Город, однажды перевалившийся за реку, обречен на скрепы, то есть на мосты. А для города, у которого центр строго на одном берегу, а спальные районы — на другом, эти инженерные сооружения — как кислородные шланги для тяжелобольного. И желательно следить за их состоянием. Правда, учитывая бюджетное состояние Нижнего Новгорода, пациент лежит в палате для бедных, и каждый вздох — как последний. Вот взять Молитовский мост — служит с 1965 года без капитальных ремонтов и приговорен всеми специалистами. И есть ощущение, что этот «кислородный шланг» в ближайшее время нам немного подлатают изолентой. Потому что на серьезный ремонт денег не хватает.

Молитовский мост приковал пристальное внимание общественности в феврале, когда его состоянием заинтересовались не только молчаливые инженеры, но и городская прокуратура. Были подняты результаты обследований и испытаний Молитовского моста, проведенные по заказу муниципалитета ЗАО «НПИ ИМИДИС» еще в 2011 году. Они показали, что на тот момент уже три года мост находился в крайне неудовлетворительном состоянии: в результате проникновения влаги через поврежденную гидроизоляцию, деформационные швы и элементы водоотвода происходит разрушение металиических несущих конструкций моста. Без проведения срочных комплексных ремонтных работ срок безопасной службы переправы в 2011 году оценивался специалистами от 3 до 6 лет. Прокуратура посчитала и справедливо решила, что все сроки вышли — город рискует.

Интересно, что департамент по дорожному хозяйству администрации Нижнего Новгорода озвучил два варианта решения проблемы ремонта Молитовского моста. Первый — это проведение капитального ремонта. По предварительным оценкам, стоимость только проектных работ в сегодняшних ценах составляет не менее 120 млн рублей. Стоимость же самих строительно-монтажных работ станет понятна только после разработки проекта и составит, по предварительным расчетам, не менее 1 млрд рублей. От такой суммы бюджет явно лихорадит. Второй вариант — ремонт мостового полотна, который позволит отсрочить проведение капитального ремонта примерно на 10 лет. Такой ремонт — чуть ли не в три раза дешевле.

В марте этого года директор департамента по дорожному хозяйству городской администрации Андрей Жижин на заседании комиссии гордумы по развитию города, строительству и архитектуре озвучил сумму, в которую обойдется капитальный ремонт Молитовского моста — 420 млн рублей. На эти деньги предполагалось сделать капремонт в два этапа: в 2015 году мост закроют в одну сторону, в 2016 — в другую. Подразумевалось, что процесс затронет как дорожное покрытие, так и конструкцию переправы. И единственное, что вызывало тревогу — это софинансирование: город ждал, сколько же вышестоящий бюджет насыплет в его протянутые ладошки. А насыпать надо было бы немало — в текущем бюджете средств на ремонт моста вообще не заложено.

И вот в мае появляется печальная информация о том, что Нижний Новгород подсчитал свои доходы и понял, что их меньше, чем хотелось бы. При последнем внесении правок в бюджет общий объем расходов уменьшился на 371 млн рублей, а общий объем доходов сократится на сумму порядка 440 млн рублей. В таких условиях власти больше думают о поддержании городских штанов и нашивке на них заплат, но критическое состояние переправы не позволяет отказаться от намеченного.

Правда, сумма на ремонт моста внезапно «усохла». По словам чиновников, «стоимость капитального ремонта Молитовского моста составит порядка 360 млн рублей» и пройдет в те же два этапа. Кстати, озвучено, что 180 млн рублей от необходимой суммы выделит правительство Нижегородской области. Главное, по мнению властей, не сорвать график, а капитальный ремонт, считают в администрации, можно провести в любое время.

А нам кажется, что главное — все же честность. Потому что капитальный ремонт подразумевает восстановление многих конструкций, а не только полотна, системы водоотведения и трамвайных путей. И стоит честный капремонт миллиард, что для километрового моста, который простоял полвека без ремонта, вполне реально. Сами же говорили устами департамента. А теперь, значит, у нас будет капремонт за 360 млн рублей. Забавное лукавство! Главное, видимо, эффект и отклик в прессе, а также красивая отчетность.

После такого «капремонта» мост простоит максимум лет десять, новый асфальт с него успеет за эти года сойти раз пять, а дальше — забота преемников. За преемников вообще страшно. Не город — тришкин кафтан. Воротником штопают дыры на локтях, а рукавами — прорехи на заду.