Экономика
№ 25 (051), 7 июля 2017 г.

Демонстрируем рост

Тарифы на ЖКУ в Нижнем Новгороде подняли больше, чем требовала Москва

С 1 июля, как и ожидалось, повысились тарифы на «коммуналку». Для жителей Нижнего Новгорода этот взлет один из самых жестких: во-первых, он гораздо выше, чем «отпущено» федеральным центром для нижегородского региона, а во-вторых, именно в этом году наш город вошел в узкий круг миллионников с самыми дорогими ставкам на ЖКУ. Власти, вопреки требованиям, уговорам и ультиматумам общественности, не только заморозили эти ставки на уровне первого полугодия, но и подняли их даже больше, чем планировалось в 2015 году. Таким образом, приходится констатировать, что рост тарифов в Нижнем Новгороде непредсказуем, не зависит от ограничений федерального правительства и ориентирован исключительно на аппетиты ресурсоснабжающих организаций.

 

Посыл №1: заморозить

Несколько месяцев назад нижегородское отделение КПРФ обратилось к областному правительству с просьбой заморозить тарифы в 2017 году. То есть оставить их такими, какими они были в первом полугодии (до 1 июля 2017 года). «Красные» объясняли свое предложение неблагоприятной экономической ситуацией, сложившейся в стране в целом и в регионе в частности. А именно тем, что пенсии индексируются не в полном, мягко говоря, объеме, реальная безработица растет, зарплаты у людей остаются на прежнем уровне, а цены, как мы все знаем, поднимаются в постоянном режиме и без каких-либо ограничений вообще. В такой ситуации и со старыми тарифами, которые действовали до 1 июля 2017 года, многие семьи еле сводили концы с концами.

По утверждению коммунистов, если коммунальные ставки не заморозить, в области вместе с ними вырастет и социальное напряжение.

В целом посыл абсолютно верный: для людей подобная заморозка была бы хоть каким-то послаблением, а поставщики ресурсов ввели бы у себя режим жесткой экономии и в любом случае по миру бы не пошли. Но с двумя моментами, изложенными в обращении коммунистов, мы позволим себе не согласиться. Во-первых, на фоне подорожания самих ресурсов и услуг, необходимых для их реальной поставки населению, тарифы заморозить, конечно же, можно, но это аукнется на качестве коммунальных услуг. Естественно, ради достижения глобальных политических целей региональные власти (особенно, если будут внятные установки сверху) пойдут на достижение тарифов, но в этом году целей таких нет. В 2018 году, то есть в год президентских выборов, такое решение вполне ожидаемо. Нижегородское отделение КПРФ — это не тот, если можно так выразиться, уровень. То есть это не федеральный центр, к которому областное правительство могло бы прислушаться.

Во-вторых, несмотря на реально тяжелую экономическую ситуацию, социальное напряжение не высокое по накалу. Проблемы, существующие в регионе, не заставляют людей выходить на улицу (митинг перевозчика Ковалева против повышения проезда не в счет), а антикоррупционные митинги Навального привлекают в основном молодежь и направлены скорее на изменения в федеральных «верхах», нежели на изменение сложившейся ситуации «внизу». Хотя надо признать, что эти акции собирают все больше народа.

В общем, с самого начала было понятно, что просьба «красных» в Нижегородском регионе удовлетворена не будет. Так оно и произошло.

Посыл №2: повысить чуть-чуть

Каждый год Москва устанавливает регионам определенный порог по плате за «коммуналку», за который перескакивать нельзя. Однако сразу оговоримся, что это не что иное как средняя температура по больнице, поскольку данные установки не касаются конкретных населенных пунктов (а именно в них — отдельно для каждого — «рисуются» ставки), а касаются области в целом. То есть в половине муниципальных образований со сравнительно небольшим количеством населения тарифы могут быть меньше федерального порога, а в другой половине выше, а там, где народу больше всего и где у «ресурсников» будет самый густой навар — гораздо выше планки. А в среднем — вроде как в норму укладываемся. Так оно, собственно говоря, в Нижегородской области и происходит. В малонаселенных поселках ставки смешные, а областной центр — традиционный лидер по росту тарифов.

Стоит отметить, что и год назад, то есть 1 июля 2016 года, рост коммунальных ставок в Нижнем Новгороде оказался выше федерального порога. Порог этот составлял тогда 5,5% — именно на столько можно было повышать тарифы. Однако для Нижнего Новгорода они были подняты на 12,3%. Больше всего увеличилась плата за водоотведение — это объяснялось тем, что Водоканал находится в концессии и надо «складываться» на модернизацию очистных сооружений.

Сейчас, то есть на 1 июля 2017 года, федеральный центр «приказал» нижегородскому региону повысить плату за коммуналку для жителей не более чем на 4,4%. Как видим, это меньше, чем год назад. Видимо, Москва исходила из уже озвученных позиций: ситуация сложилась неблагоприятная, поэтому необходимо снизить рост.

Логичным результатом было бы подобное снижение и для нашего областного центра. То есть понятно, что тарифы повышаются, но на этот раз такое повышение должно было быть для нижегородцев не на уровне 12,3%, а поменьше.

Однако аппетиты местных ресурсников и полное их взаимопонимание с областным правительством привели к тому, что установки по снижению роста применительно к Нижнему Новгороду в этом году были проигнорированы.

Посыл №3: повысить намного

Помимо фракции КПРФ и федерального центра, к областному правительству обратилась — следуя установкам мэрии — городская дума. Народные избранники попросили увеличить тарифы для населения Нижнего Новгорода на 12,3% — то есть настолько же, насколько и год назад. Почему же так много? Ведь в городе не самая простая, повторимся, ситуация, да и федеральный центр велел сбавить рост… Оказывается, главным образом депутаты просили за Водоканал, которому предстоит потратиться на водоотведение: модернизировать очистные сооружения и в довесок еще и установить водоотводящие системы к ЧМ-2018.

Но стоп! По водоотведению уже было самое больше повышение — в 2016 году, и тогда это объясняли тоже модернизацией. В чем же дело?

Оказывается, те средства, которые в рамках концессии были выделены на данное мероприятие, успешно было выведены из региона, после чего глава городской администрации Сергей Белов взял Водоканал штурмом и сменил директора, организовавшего «увод» (сейчас последний возглавляет НОКК). Фирма, получившая эти средства, так и не построила станцию УФО для наших очистных, и теперь с ней судится муниципалитет.

Вот под эти махинации у нас и повысился тариф на водоотведение в прошлом году.

Теперь данная услуга подорожала еще больше. Во-первых, очистные, как ни крути, надо модернизировать, а во-вторых, надо делать водоотводящие объекты к ЧМ-2018. Видимо, за эту работу взялся концессионер — и отбивать деньги он будет исключительно через тарифы для населения, хотя чемпионат мира, казалось бы, никак не влияет на канализацию у нас в квартирах.

Собственно говоря, столь крутой тарифный взлет — на 12,3% — продиктован в первую очередь необходимостью «подкрутить» водоотведение.

Следующей в рейтинге повышения идет ставка на горячую воду. Вряд ли это повлияет на замену труб. Скорее всего, данный взлет продиктован тем, что «Теплоэнерго» вовсю готовят к концессии. Естественно, концессионер, пообещав заняться теплосетями, потребует увеличения тарифа, а в 2018 году, как мы уже отметили, это сделать будет, скорее всего, невозможно. Поэтому ставки подняли авансом. Видимо, тех «доборов», которые происходят по итогам года в связи с якобы суровой зимой, муниципальному ОАО не хватает для привлечения глобального инвестора (хотя, как мы уже писали, необходимости в таком инвесторе при условии грамотного менеджмента и вовсе нет).

Отметим напоследок, что к делу информирования населения РСТ подходит из рук вон плохо. Даже сейчас, после 1 июля, на сайте тарифной службы нет сводной таблицы, где пользователь без проблем узнал бы, какие сейчас тарифные ставки. Информация по отдельным тарифам дана в отдельных документам, которые не сразу найдешь на сайте и которые надо долго выуживать. Более того, в ряде случаев информация эта устаревшая: по газу, например, она дана за 2016 год, а по водоотведению представлены не актуальные тарифы, установленные еще два года назад (тогда они применительно к 1 июля 2017 года были более щадящими, но последние решения РСТ значительно их подняли). Складывается такое ощущение, что все сделано для того, чтобы посетители не смогли найти актуальную информацию и были введены в заблуждение. Недаром наш регион лидирует (согласно каким-то фантастическим рейтингам) по информационным технологиям и по доступности электронных услуг для населения. Все, как говорится, для людей.