Экономика
№ 27 (053), 21 июля 2017 г.

Мэрия вновь ставит на «маршруточников»

У частных перевозчиков больше шансов развиться, чем у НПАТ

Нижегородцы уже ощутили на своей шкуре изменения, происходящие в сфере пассажирских перевозок. Во-первых, маршрут № 16 стал муниципальным: по нему катаются «ПАЗики» нового образца, в которых действуют льготные проездные. В них же, протискиваясь сквозь пассажиров, обилечивает всех кондуктор, на шее у которого болтается устройство для считывания его же, кондуктора, карты — так причудливо у нас в городе реализуется система АСКОП. Во-вторых, в минувшие выходные сразу на нескольких линиях начали курсировать такие же обновленные маршрутки: многие льготники думают, что они тоже муниципальные, однако это не так. Проездные на данных линиях не действуют, ибо отданы они по итогам последнего конкурса частному перевозчику.

Как переделали рынок

Речь идет о маршрутах № 75, 34, 81, 44, 13 и 88. Их, во-первых, изменили для того, чтобы обеспечить рентабельность и максимально обхватить зоны, где есть спрос на пассажирские перевозки. Но не изменили не критично: на 34-й маршрутке, например, по-прежнему можно попасть из Верхних Печер на Московский вокзал, но уже минуя площадь Минина.

Во-вторых, данные линии объединили в один лот, выставив на конкурс. Именно этот прецедент, собственно говоря, и вызвал возмущение среди «старой гвардии» перевозчиков. Мало того, что шесть маршрутов достанутся кому-то одному, — так еще и новые конкурсные условия оказались таковы, что никто из «старой гвардии» победить не сможет.

В частности, среди этих условий — перевозка пассажиров на автобусах несколько иного образца, чем раньше (они должны быть чуть больше, низкопольные и с широкими дверями) и оснащение салонов системой ГЛОНАСС, чтобы водители не могли безнаказанно отклоняться от курса.

Устроив митинг (на него, как мы уже рассказывали, пришло от силы 200 человек), недовольные перевозчики пожаловались в ФАС. Антимонопольная служба сделала запрос в мэрию, и та ответила, что все претензии не обоснованы: условия конкурса направлены исключительно на удобство пассажиров, а не на ограничение конкуренции. Так, модельный ряд автобусов, которые подходят для участия в конкурсе, весьма широк, к тому же нет ограничения по их новизне: перевозчик, как утверждают в мэрии, может пользоваться и подержанными маршрутками.

Стоит отметить, что в большинстве своем новшества действительно направлены на то, чтобы сделать проезд более комфортным — за исключением, пожалуй, как раз того момента, что у перевозчика могут быть старые машины. Это сегодня они блестят, соответствуя новым условиям, а года через четыре они будут скорее скрипеть, нежели блестеть, и стимула их менять у победителя конкурса не будет.

Однако, с другой стороны, конкуренция получается довольно призрачная, ибо маршруты были объединены в один лот.

Тем не менее, антимонопольная служба полностью встала на сторону городской администрации и отвергла все претензии «протестующих» перевозчиков.

В результате конкурс прошел без дальнейших осложнений, и победило в нем ООО «Мещеряков и компания». Вскоре, кстати, должен состояться еще один конкурс с лотом, в который также объединены несколько маршрутов, — и не исключено, что победит в нем одна из структур, также связанная с Дмитрием Мещеряковым. Данный предприниматель — учредитель в том числе и фирмы «Русская Тройка», которая прославилась продажей проездных билетов. Год назад стало известно о том, что в результате перевода данного бизнеса из муниципальных рук в частные «Нижегородпассажиравтотранс» лишился более чем 200 млн рублей.

Вот, собственно говоря, и ответ на вопрос, почему остальные перевозчики как-то не смогли быстро подстроиться под новые конкурсные условия и закупить новые «ПАЗики», а структура Мещерякова — смогла.

«Под Москву» точно не подстроимся

В данной ситуации, безусловно, есть свои плюсы. В частности, горожане будут ездить на новых автобусах, которые перестанут обгонять друг друга и отклоняться от маршрутов. Однако минус в том, что линии как были в частных руках, так в них и остаются. Разве что руки эти поменялись. А это значит, что в автобусах на данных маршрутах могут происходить те эксцессы, от которых так устали нижегородские пассажиры. Это и курение водителей, и громкая музыка, и отсутствие всяческих предрейсовых осмотров, и — со временем — устаревший парк маршруток.

Но еще более жирный минус заключается в том, что льготники как не могли ездить по данным маршрутам, используя проездные, так и не могут. Анонсировалось, что в городе станет меньше частных маршрутов и больше муниципальных, однако пока мы видим обратную ситуацию.

В ближайшие несколько лет Нижний Новгород точно не сможет «подстроиться под Москву» в плане пассажирских перевозок. До того, чтобы в городе ездили исключительно муниципальные автобусы, оборудованные нормальной системой контроля пассажиров, нам далеко. Более того, пока что мы видим шаги в обратном направлении: линии по-прежнему передаются в частные руки (исключением стал лишь 16-й маршрут), муниципальный транспорт почему-то не развивается, чтобы этим линиям, так сказать, соответствовать.

Что же мешает развиваться муниципальному транспорту?

Во-первых, искусственное уменьшение его доходной, так сказать, части, и один из примеров — это как раз продажа проездных, которая могла бы осуществляться силами НПАТ, а вместо этого осуществлялась частными фирмами типа мещеряковской «Русской Тройки».

Во-вторых, большие странности с системой АСКОП. В Москве, как все знают, данная система работает четко, ибо развита продажа карт, а в автобусах стоят турникеты и считыватели «пластика». У нас ее пытаются ввести совершенно иначе: вместо турникетов — кондуктор или водитель, у которого только и есть считывающее устройство и который по-прежнему обменивает деньги на билеты, прикладывая каждый раз свою карту к единственному в салоне считывающему устройству. К этому же устройству, правда, прикладываются и карты льготников.

Таким образом, в таком виде, как у нас, система АСКОП патологически не может бороться с «зайцами», которые по-прежнему наводняют муниципальный транспорт. Единственный ее реальный функционал — учет пассажиров. Однако даже в таком виде данная система у нас буксует уже который год. Сначала в салонах установили стационарные считыватели, потом сняли. Далее появились пункты продажи карт, которые то открывались, то закрывались, а сами карты то действовали, то нет. Городская администрация несколько раз объявляла о том, что ездить в автобусах до дня Х можно будет только по картам, — и каждый раз эта угроза оборачивалась пшиком, вызывая лишь дополнительный нездоровый ажиотаж с продажей «пластика».

В результате попытки ввести АСКОП не только не помогли справиться с безбилетниками, но и не помогли посчитать льготников. В связи с этим та минимальная компенсация, которая выделяется НПАТу за их проезд из областного бюджета, не увеличена до сих пор.

Наконец, в-третьих, обновленный менеджмент не смог реализовать и осуществить вменяемый план спасения НПАТа.

Все это привело к тому, что город создал еще одно муниципальное автопредприятие, потратив из казны около 50 млн рублей. Зачем это было сделано, представители мэрии толком не объясняют — видимо, затем, чтобы не продавать за долги закупаемые новые автобусы. К тому же в «единственном экземпляре» НПАТ никак нельзя было обанкротить.

Вместе с тем, нет никакой гарантии, что «молодое» муниципальное предприятие не станет жертвой аналогичных махинаций и не будет, в свою очередь, доведено до банкротства: это пока у него новые автобусы, со временем они устареют.