Культурный слой
№ 46 (072), 1 декабря 2017 г.

Волшебный голос

Нашей землячке, горьковчанке, солистке Большого театра, народной артистке РСФСР Кире Леоновой в этом году исполнилось бы 95 лет

Познакомиться с Кирой Васильевной лично посчастливилось осенью 1977-го в непростой для неё психологический момент: завершалась её 23-летняя сценическая оперная деятельность, и творческое амплуа сменялось должностью заведующей оперной труппой ГАБТа.

Фото: предоставлено автором

С первых мгновений Кира Васильевна пленила нас интеллигентностью, заботливым вниманием, и искренней доброжелательностью, наполнявшей атмосферу беседы сердечной теплотой. В дальнейших встречах неизменно проявлялась её ностальгия по родным местам, друзьям юности, которым с каждой оказией она передавала оригинальные театральные программки, московские сувениры, на горьковский адрес инициировала многолетнюю подписку на уникальную еженедельную периодику Большого — «Советский артист», где и её авторские публикации дополняли картину «домашней» жизни легендарного театра. В одном из интервью она признавалась: «Мечтаю побывать в Горьком, выступить на сцене оперного театра, где я пела первые партии в своей жизни. Жду этого дня.»

Однако услышать, по словам народной артистки СССР И. К. Архиповой, «голос мягкий, приятного тембра, исполнение большой музыкальности и культуры» К. Леоновой горьковчанам довелось не скоро и лишь в её камерных концертах в творческом содружестве с профессором Московской консерватории, заслуженным деятелем искусств РСФСР органистом Л. И. Ройзманом во время их гастрольного турне по столицам республик страны и в Горьком. Маэстро восхищался: «У Киры Васильевны чудесный голос богатого тембра, ровный во всех регистрах… И ещё одно качество — совсем немаловажное для вокалиста! — певица поёт чисто. Скажем откровенно: не так уж часто удаётся слышать в течение целого вечера точную и чистую интонацию…».

В музее ГАБТа хранятся документы минувших дней: собственноручно написанная аккуратным, родом из того времени, почерком автобиография Леоновой К.В., панорама газетных статей, рецензий, фотографий с океаном событий её творческого пути, и — заботливая помощь научных сотрудников в подборке памятных свидетельств о певице тончайшего душевного склада. Как чутко подметил народный артист СССР З. Анджапаридзе: её «…творческий путь — замечательный образец бескорыстного служения искусству, щедрой отдачи своего таланта, своего сердца не только сцене, но и товарищам по искусству. С первых дней своего вступления в Большой театр она остаётся доброй, скромной, приветливой в кругу людей».

Кира Леонова появилась на свет в Нижнем Новгороде 19 июля 1922 года. Жизнь складывалась очень трудно: «Отец — служащий умер, когда мне исполнилось два года. Мама из домохозяйки стала рабочей, потом служащей» (в автобиографии), и далее воспитывала дочку одна. Порой жизненное предназначение проявляется в ещё очень юном возрасте, и, властно направляя поступки к цели, определяет судьбу характера. Кира рано начала увлекаться театром, музыкой, пением. Её окружала атмосфера богатейшей музыкальной, театральной, литературной жизни, фольклора волжан, подаривших российской земле А. Д. Улыбышева, М. А. Балакирева, А. А. Касьянова, замечательных режиссёров Н.И.Собольщикова-Самарина в драматическом, Б. А. Покровского в оперном театрах, вокальный педагогический талант В. В. Домелли, партнёрши выдающихся итальянских певцов, в том числе, Джудитты Патти…

Бесценная сокровищница культуры нижегородского края, исподволь формируя интересы, вкус, интеллект девочки, зародила в ней страстную любовь к пению, преодолевшую в будущем все препятствия тернистого пути. В 16 лет она поступила в Горьковскую Лабораторию по художественному воспитанию детей, окончив её через два года одновременно с общеобразовательной средней школой. Затем — серьёзная, упорная учёба в Горьковском педагогическом институте имени А. М. Горького на факультете русского языка и литературы. И, всенепременно, пение в студенческой художественной самодеятельности! Увлечение побудило студентку придти на прослушивание в Горьковское музыкальное училище и её без колебаний зачислили на вокальное отделение в класс прекрасного педагога Дарьи Фёдоровны Захаровой, известной певицы, выступавшей во многих оперных театрах страны, в том числе и в Большом. Кира, занимаясь в двух учебных заведениях параллельно, закончила институт весной 1945 года с дипломом педагога средней школы, а через год — музыкальное училище, получив квалификацию «певицы-солистки». И сразу, по конкурсу, оказалась в труппе Горьковского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина в качестве «артистки-солистки оперы».

Сценической премьерой Киры Леоновой явилась партия Ольги в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского. В семи следующих сезонах она покорила сердца слушателей в таких партиях для меццо-сопрано, как Полина в «Пиковой даме» П. И. Чайковского, Зибель в «Фаусте» Ш. Гуно, Марина Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и других… К молодой певице пришли профессиональный опыт, любовь не только горьковчан, но и почитателей оперного искусства на гастролях в Ярославле, Туле, Воронеже…

Следующим «градусом к Парнасу» явилось восхождение нижегородской оперной примы в мир Большого театра. 1954-й год. Комиссия ГАБТа отбирает молодых певцов страны в стажёрскую группу. На прослушивании в Горьком талант Киры Васильевны был единодушно отмечен и её пригласили в Москву, где она успешно выдержала ещё два тура жесточайшего отбора. Художественное руководство театра высоко оценило незаурядное дарование дебютантки, и она была принята в заветную оперную труппу ГАБТа. Осенью К. Леонова дебютировала в «Проданной невесте» Б. СмЕтаны (партия Людмилы). Затем пела Ольгу в «Евгении Онегине».

Несмотря на уже имеющийся опыт в исполнении этой партии, на новой сцене она, предельно ответственная, чувствовала себя вначале неуверенно. По её словам, «…и дирижёр, казалось, непривычно далеко, и партнёры как будто отодвинулись от меня, и оркестр звучал непривычно мощно, и в зрительном зале было как-то очень темно… В партии Ольги мне пришлось выступать в таком окружении, как С. Лемешев, Н. Шпиллер, П. Лисициан, Е. Вербицкая, но мастера отнеслись ко мне так хорошо, что волнение сразу же улеглось. Ещё до спектакля все они охотно приходили на спевки, репетировали со мной, стараясь всячески облегчить мою задачу. Я уже не говорю о той работе, которую провёл со мной дирижёр Б. Хайкин. После каждого спектакля он находил время, чтобы отметить удачи и указать на слабые места в исполнении». Атмосфера исключительного дружелюбия, поддержка концермейстеров, дирижёров, партнёров К. В. Леоновой благотворно сказались на её сценическом самочувствии.

Краткий год стажёрства ознаменовался вводом артистки в целый ряд спектаклей, где благодаря её яркой артистической индивидуальности, каждый созданный образ носил неповторимый и самобытный характер. Это — нежная красавица Весна в «Снегурочке», утончённая аристократка Полина в «Пиковой даме», горестная Сузуки в «Чио-Чио-Сан», влюблённый Зибель в Фаусте, глубоко страдающая и самоотверженная Марфа в «Хованщине»… К. Леонова стала первой исполнительницей партии Маши в новой опере Д. Кабалевского «Никита Вершинин», успех сопутствовал ей в партии Леди Памелы в премьерном спектакле «Фра Дьяволо» Д. Обера…

Широта творческого диапазона Киры Леоновой явственно предстаёт уже в пору первых лет становления её артистической индивидуальности. И в театре, имеющем мировую славу! Совместная работа с прославленными мастерами оперной сцены стала для неё высшей школой, и очень скоро Кира Васильевна заняла одно из почётных мест среди ведущих в то время исполнительниц ГАБТа.

Особенно пристально партитуру профессиональной стези К. Леоновой освещают рецензии народной артистки России Н. Д. Шпиллер: «Однажды на сцене Большого театра появилась новая исполнительница с приятными сценическими данными, хорошенькая, скромная, даже застенчивая… Это была Кира Васильевна. Она умела и любила работать… Серьёзно, вдумчиво, пытливо слушала других, советовалась, консультировалась, и её успехи, серьёзность рождали ответное наше желание отдавать свои знания, свой опыт, передавать свои секреты… Молодая певица, очень красивая, грациозная, прекрасно владеющая сценическим движением, и, главное, с особым поэтическим тембром бархатного меццо-сопрано, сразу же покорила московских слушателей».

В её обширном репертуаре крупнейшими творческими удачами Н. Д. Шпиллер отмечает три партии: «Редко встретишь вокалистку, которая так глубоко могла бы раскрыть трагедию Любаши в „Царской невесте“ Н. Римского-Корсакова, выразить её неизбывную любовь, глубокий и яркий характер, полный страсти и отчаяния, — как это делала Кира Васильевна Леонова. Её тоскующие распахнутые глаза, проникновенное пение вызывали у зрителей слёзы…

Полная противоположность этому образу — искрящаяся молодостью, обаятельная, темпераментная, захватывающая чувствами Кармен. Игра тембровыми красками, подчёркивающими бесчисленные смены настроений — от озорства к обольщению, от предчувствия надвигающейся беды, погружения в себя к внезапно вспыхнувшей любви, сметающей на пути всё — проводилась певицей мастерски! Кармен К. Леоновой, коронная партия всех меццо-сопрано, покоряла не только своим пением. Это был триумф настоящего артистического дарования, и здесь всё было совершенно — мастерское владение жестом, особое умение носить костюм, непринуждённый и такой естественный для неё танец, искренность и непосредственность.

К своему дебюту в этой партии молодая актриса готовилась тщательно и долго: отказалась от старых оперных штампов, вульгарных манер, имитаций таборно-цыганских интонаций., проявив хороший вкус, культуру и незаурядное мастерство артистки. Вопреки сложившейся традиции, её героиня совершенно лишена роковых черт. Актриса играет её очень мягкой и женственной.

Особое место в ряду созданных образов занимает партия Шарлотты в опере Ж. Масснэ „Вертер“. Когда в 1957 году Сергей Яковлевич Лемешев взялся за постановку оперы Ж. Масснэ „Вертер“, его выбор исполнительницы главной партии был определён сразу — без колебаний он предложил Шарлотту Кире Леоновой. Тонкий и сложный образ Шарлотты, чистой в своей всепокоряющей любви, близок индивидуальности артистки. Спектакль, поставленный С. Я. Лемешевым, который был и исполнителем партии Вертера, раскрывал всю глубину чувств героини, и певица озаряла спектакль вдохновенным исполнением».

«Для меня, — вспоминала в 1982 году Кира Васильевна в газете „Советский артист“ в своей статье, посвящённой 25-летию премьеры „Вертера“, — Шарлотта стала одной из моих любимых ролей не только потому, что это один из прекрасных женских образов в оперной литературе, а и потому, что я на репетициях, и позже, — на каждом спектакле получала настоящую радость творческого общения с таким прекрасным певцом и артистом, каким был Сергей Яковлевич Лемешев… Работать с ним было очень приятно. Атмосфера репетиций была творческой, я бы сказала, какой-то интеллигентной».

В гастрольных выступлениях ГАБТа искусству К. В. Леоновой восторженно рукоплескали поклонники оперного искусства Милана, Монреаля, в Австрии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Болгарии, Монголии, в большинстве республик Советского Союза, в ГДР — по приглашению немецкого радио и телевидения, в Китае — с песнями композитора А. Новикова.

Много внимания Кира Васильевна уделяла камерной и концертной деятельности. Её исполнение «Оды к радости» в IX симфонии Л. ван Бетховена и в «Реквиуме» В. А. Моцарта отмечено огромным успехом. В 1963 году на Рижской киностудии она снялась в роли Лауры в «Иоланте» П. И. Чайковского, а в 1958 году на киностудии «Мосфильм» — в фильме-опере «Хованщина» М. П. Мусоргского в роли Марфы и озвучила её.

За многолетние выдающиеся заслуги в оперном искусстве к 200-летию Большого театра Кира Васильевна Леонова была награждена орденом Трудового Красного Знамени. У неё счастливо сложилась артистическая судьба. Она пела с замечательными прославленными партнёрами. Разнохарактерный репертуар, свыше 40 ролей, способствовал выявлению многогранности её замечательного таланта.

Ничто, казалось, не предвещало беды. Неожиданно для всех 25 августа 1999 года пришла горькая весть о её внезапной кончине. Народную артистку РСФСР Леонову Киру Васильевну похоронили в Москве на Донском кладбище. Она ушла из жизни, оставшись в нашей памяти навсегда.

 

От автора
Публикуемые воспоминания, посвящённые 95-летию со дня рождения
Леоновой Киры Васильевны — своеобразная дань уважения и почитания
её коллег и земляков.