Политика
№ 6 (081), 23 марта 2018 г.

Что нам отМЭРяно

Горожане подводят итоги первых месяцев работы нового градоначальника

Что нам отМЭРяно

Фото: www.gorduma.nnov.ru

Владимиру Панову идти в народ нужно не напоказ, а по делу. Подготовленным. Желания слушать людей мало — власти нужно вести с нами полноценный диалог. Именно тогда — и только тогда — будет прок от пресловутой «транспарентности».

Два месяца — дата не круглая. И в политическом отношении тоже. Именно столько работает на своем посту новоиспеченный глава Нижнего Новгорода Владимир Панов: депутаты избрали его на эту должность на заседании городской Думы 17 января. Однако кое-какие итоги этого правления уже вполне можно подвести. Тем более, если первые шаги новой власти оказываются знаковыми и достаточно красноречиво показывают, куда, собственно, эта власть намерена двигаться дальше.

Карман «кармана России»

Наверное, ни один политик не смог бы, заняв кабинеты власти, в кратчайшие сроки добиться резких изменений. Но все же.

Многое, конечно зависит от реальной, не номинальной независимости политической фигуры. Вот уже без малого два десятка лет Нижний Новгород бьется за политическую, а главное — хозяйственную самостоятельность. Но быть самостоятельным невозможно без финансовой независимости.

Камень преткновения — бюджет. Вступая в должность, Владимир Панов не случайно подчеркнул, что городу сегодня нужны дополнительно в год около 5 млрд руб. — и не только для развития, но и просто для нормальной жизни.

Сегодня, не секрет, Нижнему Новгороду достается далеко не все, что он «зарабатывает». Понятно, что Владимир Панов не участвовал в принятии нынешнего городского бюджета, будучи на этом этапе депутатом ГосДумы — далеко и от города, и от его проблем. Возможно, входя в кабинет главы города как новый хозяин и помахивая при этом папками с сочиненными на бумаге проектами реформ, он и не подозревал о реальной скудости городского бюджета. А, возможно, что и подозревал.

Но теперь назад дороги нет. И сейчас только от него зависит, насколько эффективно казна будет расходоваться.

Между тем, именно эффективностью Панов пока в полной мере похвастать не может. Городские власти еще до него затеяли ряд дорогостоящих проектов, которые, похоже, оборачиваются ничем, кроме головной боли и напрасных трат.

Панову, которого позиционируют как «технократа» и прагматичного менеджера, самое время изучить все городские проекты и отказаться от худших — для этого у него было целых два месяца. Однако бюджет продолжает нести потери.

Миллионы, брошенные на дорогах

Первое, что нужно назвать — это реформы на транспорте. Существует текст так называемой стратегии развития Нижнего Новгорода на 2017–2022 гг., который предусматривает создание современной системы дорожно-транспортной инфраструктуры. Отдельно прописана Комплексная транспортная схема, после принятия которой нижегородцам сразу должно было стать хорошо.

Увы. Общественный транспорт Нижнего продолжает лихорадить с невиданной силой.

Да и как иначе, если городские власти всерьез планировали добиться улучшений (!), сократив количество городских автобусов, муниципальных и частных, на целых 500 единиц! Маршруты общественного транспорта в последнее время нарезаны заново, причем так, что в отдельных микрорайонах города они появляются не то чтобы регулярно и систематически, а изредка!

При этом маршруты сознательно составлены таким образом, чтобы, двигаясь на общественном транспорте по городу, человек совершал как можно больше пересадок. То есть едешь дальше — платишь вдвое, втрое больше. Это, считают чиновники мэрии, должно повысить доходность транспорта. При этом о людях, конечно, никто не подумал.

Сегодня стало очевидно: существующая Комплексная транспортная схема, принятая городскими властями, не устраивает жителей города. Вывод для мэра: ее нужно менять.

Между тем, именно эта система уже обошлась городскому бюджету в 61 млн руб. Да, игрушка получилась плохая. Но уж больно дорогая — выбросить жалко! Может, именно поэтому новый мэр разводит руками и не спешит с ней расстаться, а нижегородцы продолжают мучиться с тем, что им навязали.

Другой проект — ремонт Большой Покровской. Центральная улица — лицо города. Конечно, она должна выглядеть на все сто. Однако подрядчик, который взялся менять ее облик осенью, вместо нарядной плитки наложил невзрачную серость, которая еще к тому же — о ужас! — проваливается. Автомашин она точно не выдерживает: недавний пожар на Покровке, когда пожарные ненамеренно обвалили то, что подрядчики наложили осенью, показал это лучше некуда.

Тут бы новому градоначальнику стукнуть кулаком по столу и вызвать подрядчиков на ковер. Ведь на этот ремонт из городской казны ушли ни много ни мало, а 170 млн рублей! Однако к удивлению горожан Панов встал на защиту… именно подрядчика.

Кое-кто из аналитиков всерьез задумался, так ли уж верны слова о неподкупности и кристальной прозрачности мэра Панова. Мы же пока склонны в это верить. Добавим — пока.

«Страшно далеки они от народа»?

Прозрачность власти для горожан, или как любит говорить сам Владимир Панов — «транспарентность» — это одна из любимых тем нового мэра. Однако декларировать прозрачность и ввести ее в обиход, сделать системой на деле — это разные вещи.

Самое время сказать, что главным — и едва ли не первым — достижением нового градоначальника явились изменения в Устав города, которые дали ему беспрецедентные полномочия. Пожалуй, ни один глава города в новейшей истории не имел таких. А это значит — карты в руки. Назвавшись прагматичным технократом — работай на благо города и горожан, рычаги для этого есть.

Однако первое, что сделал мэр в этой связи — отменил еженедельные оперативные совещания в мэрии. Выглядит это так, словно градоначальник подумал: зачем с кем-то совещаться, если все решения принимаешь единолично, сам?

В результате первой пострадала именно «транспарентность»: раньше журналисты могли воочию наблюдать, как вершится городская история. Они могли с легкостью подловить после оперативки любого чиновника, включая мэра, чтобы получить комментарии к городским процессам от первого лица.

Теперь история вершится скрыто от них, а следовательно — и от горожан. Серый дом нижегородского кремля не стал прозрачнее — скорее, стал еще серее.

Назвавшись прагматичным технократом — работай на благо города. Однако первое, что сделал Владимир Панов — отменил еженедельные оперативные совещания в мэрии. Действительно, зачем с кем-то совещаться, если все решения принимаешь единолично, сам?

Другой момент: поворачиваясь лицом к народу неплохо бы народ знать. Одно из первых хождений в люди нового мэра произошло на Автозаводе. Было заявлено, что градоначальник выслушает о любых проблемах и сумеет компетентно ответить.

Однако случилось непредвиденное: автозаводцы забросали Панова вопросами о проблемах Гнилиц, Нагулино, Стригино, — а тот… оказался «не в теме». Не был готов говорить с людьми об актуальных для тех вещах. И выглядел чуть ли не беспомощным, «страшно далеким».

Вывод: идти в народ нужно не напоказ, а по делу. Подготовленным. Желания слушать людей мало — власти нужно вести с нами полноценный диалог. Именно тогда — и только тогда — будет прок от пресловутой «транспарентности».

Министерство Нижний Новгород

При этом горожане хотят, чтобы их не только слышали (хотя и это уже неплохо), чтобы не просто отвечали, но чтобы всерьез и взаправду решали проблемы. А для этого у городских властей должны быть реальные возможности (не считая, разумеется, желания).

И тут мы возвращаемся к полномочиям и самостоятельности. Полномочия у нового мэра велики — по крайней мере на бумаге. Есть ли самостоятельность?

Рассказывая о себе в гордуме, Владимир Панов обмолвился: теперь у областного правительства и администрации Нижнего будет общая кадровая политика. Однако на деле одними кадрами дело не ограничилось.

По сути, нижегородская мэрия сегодня становится чем-то вроде добавочного министерства правительства региона. И самостоятельных решений… не принимает.

Но ведь иначе и быть не могло, поскольку своим постом Владимир Панов обязан именно главе региона Глебу Никитину.

Хорошо это или плохо? В конце концов, вести самостоятельное хозяйство горожанам не так важно, как вести хозяйство преуспевающее.

Время покажет, каким хозяйство будет на деле. Однако на сегодняшний день горожане видят пока только номинально облеченного большими полномочиями, а по факту не слишком самостоятельного мэра; заявившего о прозрачности власти, но на деле оказавшегося к ней не готовым главу города; кивающего на тяжелое наследство предшественников, но не спешащего отказаться от их провальных проектов (Покровка, транспорт) градоначальника.

Градоначальника, слушать слова которого, может, и приятно, но посмотреть на дела которого — пока увы…