Культурный слой
№ 10 (085), 20 апреля 2018 г.

Городу от горожан

Благодаря «Столице Нижний» город получил ценный дар в день юбилея Максима Горького

28 марта в приволжской столице состоялось празднование 150-летия со дня рождения нашего великого земляка Максима Горького. Памятный день получился насыщенным: жителей и гостей города ждала масса событий. В том числе — открытие выставки-дискуссии «Кому нужен Горький?» в Нижегородском государственном художественном музее. В рамках мероприятия состоялась передача в дар музею уникальных барельефов из патинированной бронзы в исполнении Сергея Молькова. Они появились на свет благодаря гранту, который скульптор выиграл, став лауреатом культурной премии «Перо Жар-Птицы» в 2016 году.

«Творения высочайшего уровня»

28 марта 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Максима Горького. В юбилейных мероприятиях, которые проходят в нашем городе, принимают участие музеи, театры, библиотеки и многие другие значительные культурные пространства.

Нижегородский государственный художественный музей подошел к юбилею Максима Горького со всей ответственностью. Первый выставочный проект, посвященный круглой дате, был представлен широкой публике еще в прошлом году. А теперь нижегородцам и гостям города представлена новая экспозиция с названием «Кому нужен Горький?».

В двух залах на втором этаже музея были представлены 34 произведения живописи, графики и скульптуры. Временной промежуток, к которому относится история создания этих работ, охватывает более 75 лет.

Экспозиция выстроена вокруг нескольких ключевых экспонатов, в которых вопрос «Кому нужен Горький?» затрагивается в разных аспектах: Горький и власть, Горький и культура, Горький и Нижний Новгород, Горький и современность. Среди авторов произведений — Кукрыниксы, Василий Ефанов, Алексей Кириллов и другие мастера.

Гений нашего знаменитого земляка до сих пор вдохновляет творческих людей. Среди них — и лауреат культурной премии «Перо Жар-Птицы» 2016 года Сергей Мольков, создавший серию бронзовых барельефов на горьковскую тематику.

По словам генерального директора Нижегородского художественного музея (НГХМ) Романа Жукарина, эти работы стали большой радостью и большим подарком как для музея, так и для нижегородцев.

На вернисаже Роман Жукарин сообщил гостям, что все 13 барельефов переданы в дар Художественному музею от девелоперской компании «Столица Нижний», за что ей огромное спасибо.

«Когда целая серия работ попадает в наше собрание — это большой праздник. Работы Сергея Борисовича Молькова — творения высочайшего уровня и исполнены в короткий срок. Около года понадобилось на разработку сюжета и воплощение барельефов. Все это сделано очень грамотно, очень качественно, очень творчески. Мы планируем сделать выставку, посвященную 150-летию со дня рождения Максима Горького, которое будет широко отмечаться в 2018 году. Естественно, эти работы войдут в экспозицию наряду с произведениями живописи и графики, посвященными горьковской тематике.

В дальнейшем может быть не вся серия, но часть работ будет находиться в нашей постоянной экспозиции. Наверняка мы будем их использовать и в наших временных проектах. Мы активно занимаемся выставочной деятельностью. При этом не только привозим работы в Нижний Новгород, но и организовываем выставки в Москве, в других регионах и за рубежом. Было бы здорово, если работы Сергея Борисовича, которые отражают душу Нижнего Новгорода, будут участвовать в международных и межрегиональных выставочных проектах. Я думаю, судьба этих произведений будет очень значимой», — говорит Роман Жукарин.

«На память будущему поколению»

По словам и. о. министра культуры Нижегородской области Сергея Горина, организация конкурса-премии «Перо Жар-Птицы» является примером социальной ответственности бизнеса. «Замечательно, что „Столица Нижний“ занимается просветительской деятельностью и делает такие подарки, как барельефы Молькова», — считает Сергей Горин.

В свою очередь, учредитель культурной премии «Перо Жар-Птицы» Элада Нагорная выразила уверенность, что «эти произведения займут достойное место в коллекции музея, будут радовать жителей сегодня и останутся на память будущему поколению».

По мнению Элады Нагорной, мастер с большой ответственностью подошел к созданию барельефов, тщательно продумывал сюжет каждого произведения: «Это была долгая и кропотливая работа. То, что получилось в итоге, настоящие шедевры».

«"Столица Нижний« всегда активно участвует в жизни города, оказывая поддержку городским проектам, учреждениям и просто нижегородцам, в том числе театрам, детским организациям, спортивным клубам, благотворительным фондам. Надеюсь, нашему примеру последуют и другие нижегородские компании. Поздравляю всех с юбилеем со дня рождения великого писателя и желаю нижегородцам новых творческих открытий!», — сказала Элада Нагорная.

Как рассказал Сергей Мольков, работа над барельефами велась в течение года: «В этой серии я хотел передать атмосферу времени писателя Максима Горького, мир его образов, его современников. Но в процессе работы тематика несколько расширилась, и теперь серия работ рассказывает о Нижнем Новгороде прошлого столетия. Это был интересный опыт, который я смог получить благодаря выигранному гранту».

«Продолжаю трудиться»

Насколько важен элемент удачи для художника, чтобы воплотить задуманное? Как крупный бизнес может помочь исполнению творческой задумки? Как прошло открытие выставки-дискуссии «Кому нужен Горький?».

«Это серьезная высота, вершина. И я благодарен Эладе Нагорной и „Столице Нижний“», — говорит Сергей Мольков.

— Сергей, в самом начале работы над серией вы думали о повести «Детство». Насколько замысел создать барельефы на горьковскую тематику отличается от того, что получилось в итоге?

— Да, изначально это было «Детство». Но в процессе работы я начал осмыслять творчество Максима Горького, разговаривать со специалистами-филологами. И выяснил, что у Горького есть ряд тем, которые он открыл в литературе: босяки, купцы, революционная тема, а также тема судьбы женщины в обществе. И вот по этим направлениям я и начал разрабатывать свои композиции, опираясь, естественно, на фотографии того времени и пытаясь населить персонажами ландшафт Нижнего Новгорода.

— А насколько важен элемент удачи для художника, чтобы воплотить задуманное?

— Конечно, это редкий случай, когда художнику даются средства на то, чтобы он мог реализовать свой замысел.

Когда я выиграл грант, я не верил: думал, что это — чудо, что такого не бывает. В тот момент вообще все совпало: моя любовь к Горькому, к Нижнему Новгороду, и тема конкурса «Перо Жар-Птицы» была мне близка и интересна.

Тема широкая, глубокая, разнообразная и сложная. Я бы без этого толчка не решился на такой масштаб. И это очень почетно, ведь много достойных художников участвовали в конкурсе, и оказаться его победителем — это очень большая ответственность.

То, что произошло, вообще уникально: крупный нижегородский бизнес захотел протранслировать значимую для жителей города тему через творчество художника. То есть сделал подарок Нижнему Новгороду.

— Впервые серия барельефов была представлена в декабре 2017 го в пространстве ТРЦ «Жар-Птица». Как ее оценили зрители?

— Для меня это был первый опыт, все было необычно: широкий охват аудитории, проходит много совершенно разных людей, и они смотрят на работы и хотят их потрогать… Было интересно наблюдать за реакцией зрителей.

— В Нижегородском государственном художественном музее ваши барельефы представлены в рамках выставки-дискуссии «Кому нужен Горький». Как вы думаете, кому же?

— Как минимум, мне. И как художнику мне этого достаточно. Я на нем вырос. Еще в школе я был очарован рассказами «По Руси».

Максим Горький интересен нижегородцам, он наш земляк. Он — ярчайший пример того, как человек сам вытащил себя со «дна», сам себя сделал как личность и стал писателем мирового масштаба. И по сути дела, он осуществил свою детскую мечту о социальном благополучии каждого человека.

— Что вы чувствуете, зная, что ваши работы теперь будут представлены в одном из лучших музеев России?

— Конечно, каждому мастеру хочется, чтобы его творение жило дальше. В музей всегда отправляют работы, уже получившие признание. Это очень большая ответственность, и я осознаю ее. И хотя серия барельефов уже была показана широкой публике, у меня есть новые идеи, и я до сих пор продолжаю трудиться над этими работами.