Политика
№ 13 (088), 25 мая 2018 г.

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Какие пути Владимир Панов наметил для Нижнего Новгорода и для себя лично

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Фото: нижнийновгород.рф

Глава Нижнего Новгорода Владимир Панов (на фото) сегодня пытается делать жесты в сторону горожан при каждом удобном случае — однако не всегда это приносит весомые плоды.

Наступает лето, а в политическом пространстве Нижегородской области это означает, что кампания по выборам губернатора входит в решающую стадию. Каждый более или менее интересующийся политикой человек знает, насколько важно в условиях современных выборов располагать на местах крепкой и пользующейся доверием народа властью. Иначе, не ровен час, вертикаль власти может и покачнуться.

Первый и главный в регионе, разумеется, — областной центр, а следовательно, важно, кто управляет городом. Между тем, первые месяцы управления Владимира Панова не убеждают экспертов, что человек пришел именно на свое место. В вину Панову ставят, что у него нет своей команды, долгосрочного плана действий, прорывных идей…. Якобы он увяз в бюрократии и популизме, у него нет внятной повестки. И вообще, говорят скептики, он — не локомотив, он — прицеп.

Один за всех

Когда Владимир Панов входил в кабинет мэра Нижнего Новгорода, городская Дума — надо полагать, с подачи областного руководства, — предоставила новоиспеченному градоначальнику беспрецедентные полномочия.

Предполагалось, что с этими полномочиями энергичный технократ, каким представлялся Владимир Панов, горы свернет. Однако время заставило опасаться, как бы эти горы не оказались Дятловыми.

Обретенное полновластие сыграло с новым градоначальником дурную шутку. Он не только не пожелал делегировать свои невиданные доселе полномочия, но совсем скоро перенес тяжесть принятия практически всех мало-мальски значимых решений в городе на себя.

История знает, что Александр Великий не выдержал на плечах тяжести созданной им империи, управление которой он же замкнул на себя лично. И Петр Первый при своей колоссальной энергии не мог вникать во все детали науки управления досконально.

В кулуарах мэрии поговаривают, что тысячи мелких дел, тысячи мелких бумажек сегодня ждут неделями и месяцами своей подписи, в то время как мэр тонет в потоках бумагооборота. Единоначалие и единая точка приложения ответственности за все становятся слабым местом нижегородского градоначалия. А необходимость каждое мелкое решение визировать в верховном кабинете страшно тормозит жизнь города.

При таких условиях, когда зачастую с места не может двинутся даже заурядная текучка, трудно говорить о поступательном развитии мегаполиса. Не говоря уж о том, что один единственный взгляд на вещи потенциально грешит субъективизмом: вместо котла идей, каким в идеале должна быть система городского управления, мэрия грозит превратиться в однообразно окрашенное застойное болото.

Есть и еще один момент, о котором нужно сказать. Даже приверженцы Владимира Панова не могут отрицать, что средоточение управления в одних руках, может, и избавляет систему от коррумпированности нижестоящих. Зато потенциально открывает возможности для коррупции невиданных масштабов, если она вдруг случится на самом городском верху.

Прозрачные вещи

Противоядие от собственного волюнтаризма Владимир Панов видит в постоянном апеллировании к мнению народа. Не случайно одним из первых слов, которые он попытался ввести в нижегородский политический обиход, было слово «транспарентность» — открытость, прозрачность.

Подобную открытость в преддверии выборов стремится, кстати, демонстрировать и глава области Глеб Никитин, который распорядился на этой неделе вынести на всенародное обсуждение ни много ни мало, а важнейший документ, который содержит предварительный план развития региона до 2035 года — «Стратегию-2035». «Стратегия должна стать по-настоящему „народной“. Надеюсь, что нижегородцы ознакомятся с проектом и в хорошем смысле „приземлят“ его», — отметил глава области.

Однако подобная открытость эта — палка о двух концах.

Высокий чиновник обращается за советом к простому человеку. А что же простой человек?

Рядовой горожанин не может, увы, квалифицированно судить о городских процессах. Это как с футболом: на собственной кухне в нем разбираются буквально все. Однако далеко не каждый способен выйти на поле или вывести на него хорошо тренированную команду.

Чтобы принимать глубокие, сбалансированные, эффективные решения необходимо быть профессионалом. Глава города сегодня пытается делать жесты в сторону горожан при каждом удобном случае — однако не всегда это приносит весомые плоды.

Взять, например, пресловутое голосование по вопросам общественных территорий: горожанам предложили выбрать места в городе, где власти должны приложить максимум усилий — и приложить их в первую очередь.

В итоге в центре внимания оказались территории, на самом деле не требующие такого уж пристального внимания. Потому что здесь и без того все сравнительно хорошо — навроде Большой Покровки или площади им. Революции 1905 года.

В то же время сотни, если не тысячи местечек, подчас скрытых от досужего взгляда, действительно требуют вмешательства, нуждаются в благоустройстве, подчас — немедленном.

Кроме того, бессмысленное перекапывание в тысячный раз Покровки будет означать трату выделенных Федерацией миллиардов впустую, — а реальные городские проблемы в то же время останутся нерешенными «из-за нехватки средств».

Кадры, которые решают не все

Получается, что не каждую городскую мелочь должен обсуждать народ. Непонимание этого пагубно скажется на городском хозяйстве. А понимать и все-таки делать напоказ, — это уже граничит с чистейшей воды популизмом.

Пусть текущим процессом занимаются профессионалы! Они, как было не раз заявлено, в сегодняшней мэрии есть.

Однако на поверку выходит следующая картина.

Владимир Панов фактически не подбирал себе кадров сам. Отсюда, должно быть, и проистекают многие проблемы: административное одиночество Панова, невозможность для него создать в Сером доме собственную боеспособную команду, которая «разложила» бы городские проблемы, как мелодию по нотам в аранжировке, — с тем, чтобы слаженно сыграть ее сообща.

Большая часть ключевых кадров в сегодняшней мэрии спущена сюда сверху, из областного правительства. Либо же они являются выходцами из других городов, а значит под сомнение можно поставить способность их сопереживания нижегородским проблемам. Это относится и к заместителям главы администрации города — Наталье Казачковой, Александру Герасименко, Анатолию Молеву, Ивану Носкову. Иногородний в Нижнем и сам Владимир Панов, уроженец Кстова.

Хотя многие из чиновников мэрии действительно сильные профи, — скажем, тот же Герасименко, которого нижегородские элиты прошлой осенью прочили в градоначальники. Однако система, при которой решения принимает лично мэр, периодически громогласно апеллируя к мнению горожан, — не дает им по-настоящему развернуться.

Твой компас земной

Понятно, что градоначальниками не рождаются, ими становятся. И становятся, как правило, постепенно, с опытом.

Политический опыт Панова достаточно обширен. Однако это, в основном, опыт депутатский: кстовская, нижегородская, Государственная Думы… Его пребывание главой Кстова было весьма эпизодическим, недолгим. К тому же случилось это 13 лет назад — «давно и неправда», как говорят в народе. А пребывать депутатом в законодательных и представительных органах власти и заниматься непосредственным делом во власти исполнительной — это две очень большие разницы.

Надолго ли хватит на такой работе молодого мэра?..

Есть ли у горожан ощущение, что Владимир Панов пришел в город всерьез и надолго?..

Это все вопросы, ответ на которые неочевиден.

Пока Владимир Александрович продвигался лишь от мандата к мандату: карьера из парламента в парламент все шла и шла в гору.

Куда заведет нынешнего градоначальника эта лестница теперь?

Как ни тривиально это прозвучит, но любой мэр прежде всего не политик, а хозяйственник. Чтобы содержать такое большое хозяйство, как Нижний Новгород, в порядке, не нужно порхать все выше и выше. Не нужно постоянно теребить народ: а как лучше сделать? Ведь народ подумает, что спрашиваешь, потому что сам не умеешь.

Нужно создать систему, план развития — на 10, на 20 лет. И этому плану следовать.

Мы еще не знаем, насколько надолго пришел в регион его новый глава. И насколько сильно он болеет за этот город душой.

Но у нижегородского Белого дома есть по крайней мере план, «Стратегия-2035». У Серого дома нет даже этого, — того, что должно бы стать краеугольным камнем нижегородского развития.

Есть лишь надежды, надежды, надежды…