Среда обитания
№ 18 (093), 29 июня 2018 г.

Бумажный город

Получит ли Нижний Новгород толчок к развитию всерьез, а не на бумаге

Бумажный город

Фото: stnmedia.ru

Глава Нижнего Новгорода Владимир Панов (на фото — в центре) представил на заседании городской думы проекты развития города на 2018–2019 годы. Дело за малым — где-то найти деньги на их реализацию.

20 июня глава Нижнего Новгорода Владимир Панов представил на заседании городской думы проекты развития города на 2018–2019 годы. Их оказалось сразу много — 82. Хорошо, что они есть: город-миллионник должен развиваться. В своей презентации мэр обозначил этапы их реализации и ответственных за результат. Однако ряд экспертов считают, что этого недостаточно — сроки реализации довольно расплывчаты. А главное: чтобы двигать проекты развития города, мэрия как минимум должна обеспечить их деньгами.

Улетающие закрома

В последние времена городской бюджет, прямо скажем, не ломится от лишних средств. Вступая в должность в январе текущего года, Владимир Панов не случайно подчеркнул, что городу сегодня нужны дополнительно в год около 5 млрд руб. — и не только для развития, но и просто для нормальной жизни. При этом межбюджетные отношения Нижнего и вышестоящих образований, прежде всего — региона, сегодня таковы, что областному центру достается далеко не все, что он «зарабатывает».

Зато много тратит — и зачастую со спорным эффектом.

Только на подготовку к чемпионату мира по футболу Нижний выложил более 3 млрд рублей. Этих трат избежать было нельзя, однако можно было добиваться более разумного их применения. Например, не тратить десятки миллионов рублей на декоративные накладные фасады домов, а заняться реальным ремонтом.

Кроме того, город в последнее время ввязался в целый ряд достаточно спорных, если не сказать — провальных проектов, которые не принесли нижегородцам ощутимой пользы.

Можно вспомнить, что в одно из недавних градоначальств — Олега Кондрашова, — немалые деньги были вбуханы в другую улицу — Рождественскую. Тем не менее, Меккой для туристов она в результате так и не стала. Администрация Панова за это не в ответе, однако не спешит избежать чужих ошибок.

Например, на ремонт Большой Покровки из городской казны ушли 170 млн руб. Однако подрядчик, который взялся менять ее облик осенью, вместо нарядной и качественной плитки наложил невзрачную серость, которая еще и проваливается. Кажется, Панов снова ни при чем — он пришел в мэрию зимой, но в этой ситуации он встал на сторону именно подрядчика. И пришлось все переделывать.

Или, скажем, транспортная система. Обсуждения маршрутной сети, которые сейчас проходят в районах города, Владимир Панов отмечает как один из положительных примеров, когда город и горожане работают вместе. «Активность жителей очень высокая, есть по-настоящему интересная критика, идет конструктивный диалог, поиск компромиссов», — сказал депутатам гордумы мэр.

Однако забыл упомянуть, что некоторое время назад уже были приняты решения, которые предусматривают создание современной системы дорожно-транспортной инфраструктуры. Отдельно была прописана Комплексная транспортная схема, которая уже обошлась городскому бюджету в 61 млн руб.

В итоге стало очевидно, что эта схема не устраивает жителей города и теперь вновь приходится все начинать сначала. И снова тратить на это городские деньги.

Вот так, миллион — здесь, сто миллионов — там, городские деньги, по сути, разлетаются.

Прошлое — забытое настоящее

Сегодня мэрия заявляет, что каждый из 82-х проектов развития Нижнего Новгорода входит в одно из приоритетных направлений деятельности муниципалитета: дорожная сеть и общественный транспорт, ЖКХ и ресурсоснабжающие организации, градостроительная деятельность, общественные пространства и благоустройство и проч.

На разработку каждого потрачены ресурсы, в том числе — финансовые и человеческие. Однако у города уже… есть план: существует недавно созданная Стратегия развития Нижнего Новгорода на 2017–2022 гг., на которую также тратили силы и средства.

Может быть, не зря? Может, прежде чем выступать с новыми предложениями, следовало лучше ознакомиться с прежними?

Если, конечно, не ставишь целью попиариться на новизне и креативности…

Многие проекты развития города разработаны еще до «новой эры», при советской власти. Какие-то на первый взгляд поражают неоправданно смелым прожектерством. Чего, например, стоят идеи протянуть до города Кстово… троллейбусную линию, которые нашли отражение в градостроительном плане Нижнего Новгорода 1999 года.

Однако многие проекты еще советского времени — дельные, и остаются актуальны до сих пор. Зачем же отказываться от наработанного наследия?

Самый внушительный из проектов прошлого — жилищная застройка Борской Поймы, которую планировали превратить в нижегородской микрорайон. С протяжением сюда ветки метро от Московского вокзала и замыканием транспортного кольца мостом в районе Подновья.

Этот проект был с энтузиазмом воспринят еще только прибывшим в регион Валерием Шанцевым в 2005-м, затем заморожен — однако не угас. Проект, спору нет, слишком глобален. Однако, может быть, чего-то столь же судьбоносного городу сейчас и не хватает?..

Давно выстраданы и проекты строительства метро в Нагорной части — до площади Свободы и дальше, а также протяжение метрополитена в Сормовском направлении.

Вместо этого мэр говорит об образовании. По мнению Владимира Панова, модернизация школьного и дошкольного образования — проект развития города приоритетный. Наперед выставлены благие намерения градоначальника: дети, школьники, — разве это не может не умилять?

Однако такие приоритеты, в общем, не могут не удивлять наблюдателя: законодательство прописывает, что образовательная сфера — сфера забот федерального центра, то есть государства. И участие в этих проектах муниципалитетов просто не предусмотрено.

Таким образом, осуществить «приоритетное» направление — при всех благих намерениях нынешней мэрии — ей просто могут не позволить.

Предложить, чтобы предложить

Резюмируя, можно сказать следующее.

Пресловутые 82 проекта, новизной и актуальностью которых глава Нижнего Владимир Панов пытался потрясти город, во-первых, слишком отдают непродуманностью. Кажется, что они сверстаны без тщательной и детальной прорисовки, без учета наработок прошлых лет. Возникает ощущение, что нам хотели предложить… только чтобы что-то предложить.

Во-вторых, есть сомнения, что предложенные планы всерьез обеспечены финансами. Если это так, такое планирование — буксование на холостом ходу, сотрясение воздуха и перевод бумаги. Как следствие отсутствия денег — сроки исполнения теряются в тумане.

Как уже было сказано, Панов обозначил некие этапы реализации и ответственных за результат. О сроках же было сказано лишь, что топ-82 — это план на 2018–2019 годы. Однако четверть этого срока — полгода — уже прошли. Начата ли работа?

Отдельно — об «ответственных за результат».

Скептически настроенные эксперты полагают, что реализовать что-либо масштабное или просто необходимое администрации Панова может, кроме прочего, помешать «кадровая аномалия», якобы царящая в ней. И это — в-третьих.

Владимир Панов отработал градоначальником уже полгода — срок, на самом деле, достаточный чтобы определиться не только с тем, куда плыть — это призваны обозначить представленные им восемь десятков проектов, — но и с кем плыть.

Между тем, если посмотреть лишь на высший эшелон управленческой элиты мэрии, бросается в глаза, что он укомплектован лишь наполовину.

Из восьми штатных должностей замов главы администрации заняты только четыре. Это Александр Герасименко, Наталья Казачкова, Анатолий Молев и Иван Носков. При этом только последний — креатура, подобранная самим Пановым. Остальные, как предполагают аналитики, были спущены (читай — навязаны) градоначальнику областным правительством и лично врио губернатора Глебом Никитиным.

Способна ли мэрия в таком нестабильном (команды единомышленников она, судя со стороны, явно не представляет) и недоукомплектованном составе справляться с масштабными проектами развития?

Вопрос остается открытым.

30 лет Нижний пытается преодолеть ограничения, навязанные закрытому городу Горькому. Сильный рывок был сделан в 1990-е, когда с подачи Бориса Немцова культивировали Нижегородскую Ярмарку. Участие города в ЧМ и массовые визиты зарубежных гостей «освободили» город еще больше.

Но он отчаянно нуждается в развитии. Если планы нижегородских градоначальников не станут опираться на реальность, этого, к сожалению, не произойдет.

И тогда Нижнему Новгороду оставят возможность развиваться пусть и с помпой — но лишь на бумаге.