Экономика
№ 19 (094), 6 июля 2018 г.

Подайте на новые автобусы!

Муниципальный транспорт Нижнего Новгорода нуждается в срочных финансовых вливаниях

Весьма жалкое транспортное наследство досталось господину Панову (а также директору соответствующего департамента Елене Кузнецовой) от предшественников. «Нижегородпассажиравтотранс» набрал долгов и впал в предбанкротное состояние, парк автобусов сокращен до 300 (для нормального функционирования нужно порядка 700 автобусов), а комплексная схема оказалась неполноценной, и сейчас разрабатывают другую. Это не говоря уже о системе АСКОП — о ней вообще уже почти не вспоминают. Чиновники стараются хоть как-то поддержать пассажиров морально и обещают, что в сентябре город получит 400 новых автобусов. Пока же мы наблюдаем не покупку, а аренду 50 транспортных единиц.

АСКОП ни жив, ни мертв

Сегодняшнюю ситуацию предваряли события, развернувшиеся года два назад. Тогда во главе НПАТ (МП «Нижегородпассажиравтотранс») стоял президент «Русской тройки» Дмитрий Цыганков. А городской департамент транспорта возглавлял выходец из НПАТа Александр Голофастов. Таким образом, у предпринимателя Дмитрия Мещерякова, который занимался как перевозками, так и продажей проездных, оказались в руках все транспортные карты.

Как только произошли соответствующие назначения, эксперты сразу предсказали сворачивание системы автоматизированного контроля пассажиров (АСКОП). Кто-то эту систему ждал, кто-то нет, но тем, кто продает бумажные проездные, она точно была не нужна. Однако относительно АСКОПа не произошло ровным счетом никаких изменений: и до Голофастова с Цыганковым, и во время директорства последнего политики обещали нижегородцам полный переход на пластик — и не выполняли своих обещаний. То есть у кого-то карты есть, но подавляющее большинство пассажиров катается в автобусах по старинке. Разница между прошлыми и сегодняшними заверениями лишь в том, что ранее представители власти твердо заявляли, что АСКОП вот-вот заработает на полную катушку, а сегодня они как-то вообще остерегаются что-то обещать. Пока, во всяком случае.

Мещеряков рулит

Идем дальше. Оправдывая повышение стоимости проезда в общественном транспорте, Цыганков и Голофастов пообещали разработать вменяемую транспортную схему, которая ликвидирует ожидания на остановках и сделает проезд удобнее. Кроме того, она была призвана усилить позиции НПАТа и ограничить аппетиты частных перевозчиков.

Схема была заказана за 63 миллиона рублей у одной из коммерческий компаний и стала в прошлом году основой программы «Новые автобусы — новые маршруты», которую хорошо запомнили все нижегородцы. Свелось все к тому, что число больших автобусов было сокращено — их на разных линиях заменили маленькими ПАЗиками. Горожане стали путаться, забираясь в такую колымагу: частная она или муниципальная? Особенно актуален вопрос был для пенсионеров: если коммерческая маршрутка — придется платить, если муниципальная — можно по проездным. Увы, никаких внешних различий теперь не стало.

Но это еще не все. В ряде случаев маршрутные линии были отданы (по причинам, о которых остается только догадываться) перевозчику Мещерякову. Он стал доминирующим в городе, и данный дисбаланс сохраняется до сих пор. Остальным перевозчикам (особенно Ковалеву) это так не понравилось, что они даже митинг затеяли: официально — против повышения проезда, реально — за восстановление прежнего рыночного равновесия. Но это им не помогло.

Спасли клонированием

Еще одна особенность прошлогодней программы — переделка маршрутов, которые ранее повторяли друг друга. Вот здесь пассажиры разошлись во мнениях. Кто-то получил возможность добираться до работы без пересадок, но в популярные точки города (например, на площадь Минина) автобусы и маршрутки стали ходить реже.

В общем, разработанная год назад транспортная схема привела не только к непоняткам со стороны пассажиров, но и к еще большему засилью на линиях коммерческих перевозчиков.

Иными словами, и без того шаткие позиции НПАТа, которые хотели укрепить, ослабили. У муниципального предприятия, которому нечем стало платить за ГСМ, образовался миллиардный долг, и встал вопрос о его банкротстве. Вернее — об аресте имущества: в любой момент в двери НПАТа могли постучаться судебные приставы и опечатать все автобусы. Вот тогда муниципальному транспорту точно пришел бы конец. Чтобы этого избежать, мэрия быстренько создала новую муниципальную структуру без долгов — Нижгортранс. Часть парка (в том числе 144 новых автобуса) были переданы ей. Это оттянуло конец, но главную проблему не решило. Ведь пассажирские перевозки остались за «Нижегородпассажиравтотрансом». Нечем стало платить за качественный бензин и надлежащее обслуживание автобусов. Где-то все это должно было «всплыть». И «всплыло» осенью прошлого года, когда около 20 новых «гармошек» не вышли в рейс. Наши транспортники пытались обвинить во всем производителя, но тщетно. Оказалось, что автобусы сломались из-за ненадлежащего обслуживания.

Призрак концессии

Однако времена изменились: в городе появился новый мэр, который нанес сокрушительный удар по тандему «Голофастов-Цыганков». На должность директора департамента транспорта была назначена Елена Кузнецова, которая в связях с перевозчиками замечена не была. НПАТ возглавил московский менеджер Артем Коновалов. Им была поставлена задача изменить ситуацию. То есть разработать вменяемую транспортную схему и сделать так, чтобы муниципальные автобусы заняли доминирующее положение на рынке общественных перевозок. Новой власти пришлось признать, что разработанная в прошлом году схемы никуда не годится, а потраченные на нее деньги (а это, как-никак, стоимость нескольких автобусов) были выкинуты впустую. Елена Кузнецова взялась за составление нового документа, который обещают презентовать 4 сентября текущего года.

Но презентовать-то документ можно, а вот будет ли он работающим? Для этого не только надо выслушать пожелания пассажиров (чем госпожа Кузнецова сейчас добросовестно занимается), но и закупить много новых автобусов. Без них все останется так, как раньше. В мэрии это хорошо понимают, поэтому к обещанию презентовать транспортную схему присовокупилось еще одно: в сентябре город получит 400 новых автобусов, работающих на газомоторном топливе. Откуда они возьмутся — вот главная интрига. Москва судится сейчас с нижегородскими транспортниками по поводу прошлогодних 144 автобусов: были выделены деньги на их закупку, а оказалось, что они до сих пор в лизинге, то есть принадлежат продавцам. В данной ситуации федералы могут просто не дать денег на новую партию, даже в рамках софинансирования. Чиновники областного правительства тоже не готовы спонсировать банкет: они уклончиво отвечают, что на лизинг 100 автобусов деньги, может быть, и будут… Остается мэрия, которой надо где-то найти миллиард до сентября (то есть за два месяца), чтобы выполнить обещание. Как вариант — будет заключено некое соглашение (допустим, концессионное) с неким спонсором (допустим, с тем же ГАЗом, который давно уже выпускает газомоторные автобусы), что так или иначе приведет к повышению стоимости проезда. Пойдет ли на это городская администрация — покажет время.

Пока же мэрия объявила конкурс всего лишь 50 автобусов. И те будут на традиционном бензиновом двигателе. И не закупка это будет, а аренда. Более того, по условиям конкурса (там характеристики в точности таких же транспортных единиц, которые уже есть в городе) можно догадаться, что в данном случае НПАТ возьмет автобусы в аренду у… Нижгортранса.

Конечно. Тандем «Никитин-Панов» оправдывает самые сокровенные надежды нижегородцев. Возможно, в сентябре и произойдет чудо, и мы получим работающую транспортную схему и 400 новых автобусов в придачу. Но предпосылок к этому, увы, пока нет.