Политика
№ 22 (097), 27 июля 2018 г.

Разрушение пройденного

Нижегородской мэрии удается ломать наработки предшественников, переламывая саму себя

Разрушение пройденного

Фото: stnmedia.ru

На этой неделе стало известно, что администрацию города покидает недавний в прошлом главный пиарщик нижегородской мэрии — Роман Амбарцумян. Само по себе это событие не казалось бы значительным, если бы не укладывалось в общую тенденцию. Городская администрация стремительно теряет кадры. Под угрозой увольнения — по собственному желанию — оказались даже сразу трое заместителей главы Нижнего Новгорода. Разрушая кадровый костяк мэрии, созданный бывшим главой города Олегом Сорокиным, новый мэр Владимир Панов не сумел создать равноценной и полноценной замены. В результате система нижегородского управления «расползается по швам». А это означает, что, как обычно, могут пострадать рядовые горожане.

Один за восьмерых

Романа Амбарцумяна пригласил на работу бывший заместитель главы города Михаил Кузнецов, на избрании которого в свое время настаивал именно Олег Сорокин. Кроме Амбарцумяна Кузнецов усилил блок, отвечающий за связи с общественностью еще тремя работниками.

Теперь в нижегородском Сером доме нет уже ни Кузнецова, ни Амбарцумяна.

При этом никто на замену уходящим прийти на работу в нижегородский Кремль не спешит: благодаря объявлениям на сайте HeadHunter стало известно сразу о нескольких вакансиях в администрации Нижнего Новгорода, некоторые из которых обнаруживают кадровые пустоты на ключевых постах города.

В числе прочих могут подать в отставку — при этом, согласно источникам в самой мэрии, совсем скоро, — сразу трое заместителей нижегородского мэра.

Так, слухи в кулуарах упорно утверждают, что в ближайшее время с поста первого заместителя главы города уйдёт Наталия Казачкова. Которая, при этом, не останется на работе в регионе: она, как предполагают, перейдёт в правительство Московской области.

Кроме Казачковой якобы уже готовы образовать кадровые бреши в ряду замов Владимира Панова Анатолий Молев и Александр Герасименко. При этом последнего в свое время, осенью прошлого года, прочили ни много ни мало как в нижегородские градоначальники: по мнению элит, Герасименко вполне подготовлен и квалифицирован для столь высокой должности.

Однако не сложилось. Положение дел в нынешней администрации, видимо, таково, что кадры предпочитают покидать фронт работ едва ли не в спешке. Командной работы не получилось. Возможно, и самой работы тоже.

Уверяют, что Герасименко и Молев даже написали заявления о своем уходе, только Владимир Панов не спешит их завизировать. Колебания эти, в общем, вполне понятны.

Уже сегодня вакантными являются четыре из восьми заместительских мест. Работать, по сути, практически некому. Если предположения и слухи подтвердятся, в мэрии из замов останется, по сути, только Иван Носков, курирующий департамент жилья и инженерной инфраструктуры, управление благоустройства, управление по безопасности и мобилизационной подготовке, управление делами.

Коллеги-журналисты поспешили назвать явление, обнаружившееся в нынешней нижегородской мэрии, «чиновникопадом». А если говорить чуть более серьезно, то в администрации Нижнего Новгорода налицо системный кризис управления.

Времена, когда мэрия представляла собой не собрание почти случайно подобранных кадров, а единую команду, — как это было, например, при Олеге Сорокине, — вспоминаются старожилами городской администрации из числа работников низшего и среднего звена, с самой настоящей ностальгией.

Которую не может не разделить любой, кто всерьез обеспокоен судьбой города, всматриваясь в происходящее с объяснимой тревогой.

Единомышленники, объединяйтесь!

Безусловно, слаженную команду единомышленников предшественникам Владимира Панова на главном городском посту удавалось сформировать не всегда.

Во времена Ивана Склярова еще сильна была память о недавней дисциплине советского образца: выходцами из советской «кадровой школы управления» были многие, если не все, управленцы 1990-х. Став губернатором, Скляров многих пригласил за собой в нижегородский Белый дом. Однако «кадровым голодом» мэрия мучилась недолго.

Осенью 1998-го года после своей победы на выборах новый градоначальник Юрий Лебедев заменил практически всю верхушку мэрии, подбирая кадры скорее не по принципу их профессиональной состоятельности, а по принципу лояльности, в первую очередь предоставив работу в Сером доме людям, которым, как он считал, мог доверять. Так, например, место одного из ключевых его замов занял врач Александр Разумовский, которому пришлось буквально «на ходу» осваивать опыт управления столь сложной структурой, как город-миллионник.

Тем не менее, многие из приглашенных в мэрию Юрием Лебедевым людей были подобраны весьма удачно и оказались, что называется, на своем месте. Например, Ольга Сулима, бывшая главным финансистом Нижнего при Лебедеве, востребована и сегодня — на региональном уровне. При этом востребована уже не первым губернатором: она, как и при Валерии Шанцеве, и сейчас работает министром финансов правительства Нижегородской области.

Сменивший Юрия Лебедева на главном городском посту Вадим Булавинов поначалу не был по-настоящему свободен в подборе кадров. Своих представителей в мэрию делегировали различные региональные элиты, которые привели Булавинова к власти. Однако многие наблюдатели считают, что, парадоксальным образом, именно при Вадиме Булавинове в администрации города сложилась одна из самых сплоченных команд. Это стало тем более очевидно, когда градоначальник получил возможность почти полностью подбирать кадры самостоятельно.

Глава нижегородской администрации Олег Кондрашов не создал в городском управлении заметной системы. Создавалось впечатление, что выходцы из различных элит и структур с разнонаправленными интересами играют на площадке мэрии каждый за себя, а сити-менеджеру, кажется, до этого нет никакого дела.

Пожалуй, наиболее устойчивой, конкурентноспособной и эффективной оказалась команда единомышленников, которую собрал вокруг себя глава города Олег Сорокин. При том, что глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов мало влиял на кадровую политику.

При Сорокине в стены Серого дома вернулось понятие единства — не декларируемого, а фактического. Для главы города это было очень важно. Опыт командной управленческой работы Сорокин получил еще в большом бизнесе, который, как известно, требует внимания и усилий навряд ли сильно меньше, чем управление городом — даже столь крупным, как наш.

Политика единой команды принесла свои плоды. Нижний Новгород как административная единица при Олеге Сорокине был эффективен, а городские процессы протекали так, что было очевидно: городские власти действуют не спонтанно и наобум, они знают, чего хотят и умеют этого добиваться.

Структура клубка

Сегодня, к сожалению, все иначе.

Заняв главное городское кресло, Владимир Панов словно бы устранился от созидательной кадровой политики в мэрии, сосредоточившись, похоже, на разрушении созданного предшественником.

При этом возникает устойчивое впечатление, что Панов лишен возможности самостоятельно принимать кадровые решения.

Глава города и сам подчеркивал, что они с врио губернатора Глебом Никитиным выступают как единое целое. А для любого губернатора управление региональным центром является занятием более интересным и перспективным, чем попытка отладить процессы в дотационных, в инвестиционном да и общеэкономическом отношении менее привлекательных, чем город-миллионник, областных территориях.

Отсюда — и мнение наблюдателей, которые практически не находят в нынешней мэрии людей, которые были бы целиком, полностью и единолично приглашены и утверждены на своих должностях исключительно Владимиром Пановым, и постоянное делегирование ставленников из областного правительства на городские должности.

Однако, как мы видим, даже последние, десант Никитина в вотчине Панова, здесь, похоже, не задерживаются.

Мэрия словно бы превращается на глазах из структуры, которой была во времена Сорокина, в бесструктурный аморфный клубок интересов — и потому трудно, малоэффективно управляема.

По крайней мере, говорить что сегодня в городской администрации складывается какая-никакая команда единомышленников, вряд ли приходится.

Чем обернется такая «система» городским управлением для горожан — нам еще предстоит сполна и увидеть, и ощутить. Пока система даже не дает сбой — ее, похоже, просто нет. И куда заведет такое положение дел — еще не известно.