Экономика
№ 23 (098), 3 августа 2018 г.

Как сливают пассажирский транспорт

Общую проблему решили «закрыть» увольнением горе-водителя

Как сливают пассажирский транспорт

Фото: stnmedia.ru

В данной ситуации увольнение водителя НПАТ смахивает на попытку замять глобальные проблемы предприятия  — только чтобы никто не начал копать глубже.

На предприятии «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) недавно уволили водителя автобуса. И об этом писали многие нижегородские СМИ. Поскольку в очереди в отдел кадров там особо никто не стоит (наоборот, наблюдается пресловутый кадровый голод), должна была быть какая-то веская причина, чтобы так поступить. Заметим, что водитель не пил, припадкам не страдал, замечаний от пассажиров на него не поступало. За что же «двинули работягу»? Оказывается, за видео, размещенное в соцсети, где тот сливает топливо из бака автобуса.

Конечно, ничего хорошего для НПАТа в сливе топлива нет, и никто этого водителя оправдывать не собирается. Но, судя по шуму в СМИ, вызванному инцидентом, пока что данное решение смахивает на прикрытие куда более тяжелых грешков, совершенных транспортными менеджерами.

Убийственные решения

О тяжелой ситуации, в которой оказался «Нижегородпассажиравтотранс», мы уже рассказывали неоднократно. Первопричиной стали совершенно неразумные кадровые решения, принятые в свое время главой городской администрации Сергеем Беловым (не без помощи Алексея Гойхмана. который курирует в гордуме транспорт). В результате этих решений НПАТ стал возглавлять Дмитрий Цыганков — выходец из фирмы «Русская Тройка», которая занимается пассажирскими перевозками и продажей проездных. Иными словами, муниципальное предприятие возглавил человек, связанный с конкурентом этого предприятия. Ну, а городской департамент транспорта начал возглавлять Александр Голофастов, бывший подчиненный Цыганкова.

Улучшить ситуацию с муниципальным пассажирским транспортом эти товарищи не смогли. Долг НПАТа был доведен до миллиарда рублей, автобусы ломались из-за некачественного топлива (а то и вообще не выходили на рейс в связи с отсутствием оного), предприятие уверенно шло к банкротству. Чтобы спасти оставшиеся автобусы от ареста, было создано новое муниципальное предприятие.

Банкротству способствовали факторы, появившиеся будто бы специально и преднамеренно. Например, линии с маршрутками стали доминировать над муниципальными (что снижало и без того смешную доходность НПАТа), а 63 миллиона рублей, потраченные на КТС (комплексная транспортная схема), были выброшены впустую: схема доказала свою неэффективность.

Именно частные перевозчики почувствовали себя хозяевами положения. Дело дошло до того, что один из наиболее влиятельных «частников» Сергей Ковалев организовал, как утверждает следствие, покушение на юриста городской администрации.

Из пике так и не вышли

При новой власти Дмитрий Цыганков и Александр Голофастов покинули свои посты. Вместо них НПАТ стал возглавлять Артем Коновалов, а департамент транспорта — Елена Кузнецова.

Возможно, новые менеджеры не вели предприятие к краху сознательно. Но и серьезных шагов, чтобы выйти из пике, они не предприняли. Так, Коновалов, изучив патовую ситуацию, сбежал со своей должности, а Кузнецова занялась созданием новой транспортной схемы.

В общем, из кризиса предприятие так и не вышло, а его долг увеличился на 175 миллионов рублей.

Очень надеялись в НПАТе, что область расщедрится и купит городу хотя бы 400 новых автобусов… Но недавно региональный министр финансов Ольга Сулима решительно заявила: денег на это нет.

Самостоятельно «Нижегородассажиравтотранс» не может себе позволить закупать автобусы, он может только брать их в аренду (даже не в лизинг). Недавно, например, заместитель мэра города Александр Герасименко предложил частным перевозчикам сдавать НПАТу автобусы вместе с водителями.

Почему вместе с водителями?

Да потому что на предприятии — кадровый голод. О ситуации на НПАТе знают все, и водители просто туда не идут, остерегаясь невыплат заработной платы.

Перегнули палку

Итак, на днях транспортная активистка Елена Кузина (сначала она работала у перевозчика Каргина, затем у его оппонента Ковалева, а сейчас у нее свой бизнес) засняла видео, как водитель муниципального автобуса сливает топливо. Буквально через час возник резонанс. Когда водитель возвращался с рейса, его уже ждали с проверкой. Замерили уровень топлива — оказалось все в порядке. Видимо, шофер тоже «получил сигнал» (все-таки в век высоких информационных технологий живем) и вовремя заправился. Но от видео (равно как и от общественного резонанса) не отмахнешься, поэтому виновника инцидента уволили «по собственному желанию».

О том, что НПАТ (особенно на фоне кадрового голода) перегнул палку, высказалась в первую очередь Елена Кузина. Она заявила, что не хотела увольнения водителя, а хотела, чтобы «Нижегородпассажиравтотранс» начал бороться с такими факторами системно — ну, и принял к виновнику более гуманные меры.

Лишь бы глубже не копали

Конечно, оправдать поступок водителя нельзя (да никто и не собирается этого делать). Но объяснить его чисто по-человечески можно. На предприятии бардак, зарплаты не ахти какие, работать приходится много, контроля нет, коллеги сливают топливо, начальство — автобусы… Конечно, эта нездоровая ситуация обусловила нездоровое поведение — и поведение это вписалось в абсурдную норму. Когда же один-единственный факт всплыл, виновника решили показательно отторгнуть из системы.

Изменится ли от этого сама система, приобретет ли нормальные черты? Нам думается, что нет. В данной ситуации увольнение водителя смахивает на попытку замять инцидент — только чтобы никто не начал копать глубже.

Оздоровление «Нижегородпассажиравтотранса» следует начать явно не с увольнений водителей, которых итак скоро не останется. В первую очередь необходимо решить финансовую проблему (хотя бы избавиться от долгов), закупить недостающие автобусы (их нужно 400, о чем мы уже писали), восстановить баланс между частниками и муниципальным предприятием… И только потом уже имеет смысл проводить воспитательные мероприятия.