Политика
№ 32 (107), 5 октября 2018 г.

Стратегия по Манилову

Никто не знает, как будет развиваться Нижегородская область

Стратегия по Манилову

Фото: government-nnov.ru

Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года нового губернатора Глеба Никитина (на фото) напоминает предвыборную листовку, где нет конкретики, зато есть молочные реки и кисельные берега, нарисованные политтехнологами.

Так называемая «Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года», столь широко рекламированная областным правительством накануне выборов главы региона, — один из самых неудачных популистских проектов Глеба Никитина. Может быть, он и сам это понимает — только советчики нашептывают обратное. Вот и приходится делать хорошее лицо, показывая миру то, что сделать на практике не то чтобы совсем нельзя, но почти невозможно. А скорее даже всерьез и не предполагается.

Сапоги в океане

Конечно, в самой по себе идее разработать план развития на будущее, разумеется, нет абсолютно ничего плохого. Все мы строим планы. Что в домашнем бюджете, что в масштабах большого региона.

Однако строить стратегию развития большой области — это дело, разумеется, более важное и ответственное, чем упражняться в сведении концов с концами в семейном бюджете. И ограничиваться красивыми фразами здесь не стоит. Мы не на семейном совете, мы говорим о предполагаемом развитии целого региона, который населяют полтора миллионов очень разных человек.

Однако искусство современного пиара, — то есть одурманивая людей посредством словесных манипуляций, — как раз заключается в том, чтобы красиво рассказывать о том, чего может быть и хотелось бы, но на самом деле, увы, не будет. Искусство состоит в том, чтобы рассказывать так, как будто бы то, чего нет, как бы есть. Или могло бы быть. Или будет — но только если очень может захотеться быть.

Что касается политического пиара, то здесь даже не стоит особенно задумываться о последствиях. Каждый политик знает, что и когда сказать (или промолчать). А ответственность за это, как правило, побоку.

Кто же сейчас припомнит, скажем, тому же самому Владимиру Вольфовичу Жириновскому его громкие пиаровские фразы навроде «Мы будем мыть сапоги в Индийском океане!»?

А уж фразу «Всем мужикам — работу, каждой бабе — по мужику!» вообще почти забыли. Зато Жириновский по-прежнему на коне и в Думе!

Трусца от ишиаса

Стратегия развития заслуживает серьезного анализа и внимательного рассмотрения только тогда, когда она действительно является документом про развитие. А не декларацией о намерениях, как сейчас.

9 сентября этого года жителям Нижегородской области предложили проголосовать за дорого и красиво отпечатанный листок на четырех страницах А4 (бумага для принтера).

На его издание ушло, надо полагать, немало наших с вами бюджетных средств. И на этом листке было написано много славных и красивых словес про то, что дальше и про то, что больше, про то, как нужно и должно развивать Нижегородскую область.

Вот за это мы все и голосовали.

Или, судя по электоральным замерам, голосовали не особенно активно. Потому что, собственно, голосовать-то было особенно не за что.

Хотя картинки были нарисованы красивые.

Да что там говорить! И я бы хотел жить в ней — в этой воображаемой, картиночной, виртуальной Нижегородской области!

В ней ведь есть «федеральные и региональные эксперты» и загадочные, малопостижимые уму «отраслевые стратегические сессии». В ней упомянуты «человеческий капитал», а также «экономическое» и даже «пространственное» развитие.

Здесь более полумиллиона «участников общественных обсуждений». То есть, практически каждый третий из нас с вами участвовал в обсуждении этой стратегии и, таким образом, принял на себя ответственность за нее. Хотелось бы, конечно, увидеть этого каждого третьего, но что-то пока не пришлось.

Все здесь растет — на бумаге. Растет, цветет и пахнет, как брага на дрожжах. Непонятно, откуда только что появиться, но на бумаге ведь все выписано-написано.

Скажем, «доля населения, занимающегося физкультурой и спортом», согласно этого красивого проспекта, к 2035 году в Нижегородской области должна неожиданно вырасти на 48%. Так и видятся бегущие трусцой от инфаркта по улицам наших городов и весей бодрые мужички, сгоняющие пивной жирок и обгоняющие ишиас и ишемию.

Авторы стратегии обещают, что для «развития экономики, основанной на научно-техническом потенциале, цифровой промышленности и высоких технологиях», некие «инвестиции в основной капитал» в миллиардах рублей вырастут в регионе… на 314%!

«Ожидаемая продолжительность жизни», конечно, тоже существенно вырастет — на десять лет. Со средних 72 лет сейчас до средних 82 лет к 2035-му году. Этого, конечно, очень хотелось бы. Только непонятно, каким именно образом мы достигнем таких показателей. Хотя, если вспомнить гипотетических усердных физкультурников на улицах нижегородских городов, конечно, становится понятно.

Бегут эти физкультурники не просто так. Они знают, куда стремиться: туда, куда нарисовала им «Стратегия развития» Глеба Никитина. Туда, где «благоприятный инвестиционный климат», где «эффективный рынок труда, отвечающий запросам новой экономики», где «цифровая промышленность» и «технологический потенциал».

Они бегут в те дальние края, где «гармонично организовано пространство», где природные ресурсы используют эффективно, а отходы подвергают «современной системе переработки». Где — и это особенно важно для жителей, например, Дзержинска и Кстова, — соблюдают «экологичность производств и образа жизни населения».

В этих вожделенных краях, схематично описанных листочками со «Стратегией», которые даже «документом» назвать не очень возможно, не хватает, я думаю, только молочных рек с кисельными берегами и кисейными барышнями на них. Думаю, до этого у разработчиков текста просто не дошли руки: очень уж сильно были заняты описанием «бережливых технологий во всех сферах жизни общества».

Конкретные люди

Достаточно красивая сказка. Не хватает только, я бы сказал, упомянутых молочных рек.

Ну да ладно! Не будем особенно придираться к авторам концепции о «пространстве для инициативы в спорте, предпринимательстве, образовании и творчестве».

Мужички с брюшками (и я в их числе) бегут себе и бегут, экономика, сама собой, движется, а прогресс естественным образом как-то там происходит.

И слава Богу.

Не хватает только конкретики, деталей.

Хотелось бы все-таки узнать, как именно заработает эта огромная, многофункциональная машина, в которой задействованы многие тысячи людей — мы все, жители Нижегородской области?

Как правило, красивых фраз о том, что вот нам что-нибудь нужно, или что это вот нам необходимо (а это и так ясно, что действительно нам необходимо), или про то, что нечто произойдет как-то неожиданно, без особых усилий, само собой лишь благодаря личной воле некоего лидера, — их, этих фраз, как правило, недостаточно.

Нужны сами усилия.

Нужны подробности, конкретика.

Из того, что представляет собой красивый, словно детский набор, список обещаний на будущее, названный «Стратегией развития Нижегородской области до 2035 года», я извлек только единственную конкретику.

Авторы листа обещают, что для «развития экономики, основанной на научно-техническом потенциале, цифровой промышленности и высоких технологиях», некие «инвестиции в основной капитал» в миллиардах рублей вырастут… на 314%!

Это, если честно, оглушительная цифра.

Предполагаемые инвестиции должны составить ни много, ни мало 960 миллиардов рублей в 2035 году против 235 миллиардов сейчас.

После того, как переводишь дух, задаешься вопросом: откуда же все-таки возьмутся эти «лишние» более чем 700 миллиардов рублей? Об этом не сообщается. Ну, возьмутся неким образом, и все.

Возможно, их в казну принесут бегущие брюхатые мужички (и один из них — я!), которые своим бегом постарались повысить «долю населения, занимающегося физкультурой и спортом».

Говоря начистоту, повысить экономический статус Нижегородской области может только ее промышленный потенциал. Мечтать, что невиданно слетевшие с небес 700 миллиардов каким-то образом поправят общую экономическую ситуацию — скорее вредно. Строить стратегии на песке — гораздо хуже, чем разрабатывать реальные хозяйственные планы. И всегда лучше по-настоящему работать, чем, раздавая красивые открытки, пускать пыль в глаза.

Не правда ли?