Среда обитания
№ 34 (109), 19 октября 2018 г.

Куда ж нам рыть?

Какой вариант развития нижегородского метрополитена выбрать из трех существующих

Похоже, новые региональные власти определились с вопросом, который терзал и продолжает терзать многих нижегородцев — решили, в каком направлении в самое ближайшее время рыть, т. е. строить и развивать, метро. Недавно был опубликован приказ о подготовке к метрострою улиц Белинского, Горького и Родионова.

Заторы как фактор деградации

Если уж говорить начистоту, то метро в Нижнем Новгороде давно пора развивать во всех направлениях одновременно — и местные власти с удовольствием на это пошли бы, вопрос, как известно, лишь в финансировании, которого нет.

Дело в том, что разные части города довольно сильно разрослись вглубь и вширь — и они, конечно, не должны быть оторваны друг от друга заторами. Нижний Новгород должен быть единым живым организмом, а не агонизирующим существом, которого подвергли четвертованию. Если, положим, вы занимаетесь бизнесом, вы должны беспрепятственно доезжать до клиентов в любую точку города максимум за полчаса. То же касается и наемных рабочих, которые не должны замыкаться на своем районе, и чиновников, оккупировавших почему-то исключительно исторический центр, и деятелей культуры, которые брезгуют жить и тем более трудиться в так называемых спальных районах.

Только при условии комфортных и беспрепятственных транспортных связей (а их может обеспечить преимущественно метро) город и его жители получат возможность развития во всех смыслах — здесь и развитие бизнеса, и повышение культурного уровня вкупе с социальной ответственностью, и так далее.

На сегодняшний день о бурном развитии говорить не приходится именно из-за недостатка станций в нижегородском метро. Сегодня Сормовский район живет, можно сказать, своей жизнью, потому что между этим районом и центром города — трудно преодолимая стена из нескольких переездов, а значит — пробок. Метро в Сормово есть. Но можно сказать, что его нет, ибо оно не обеспечивает «связь с центром».

Достаточно тяжелая транспортная ситуация сложилась и в Приокском районе. Он хоть и находится в нагорной части города, тем не менее, его жители с большим трудом могут доехать до центра Нижнего Новгорода. Многие давно бросили это гиблое дело и в центр, где по-прежнему сосредоточена вся культура, просто-напросто не выбираются, а живут и работают в Щербинках. И все это — из-за пресловутых заторов, которые чем ближе к улице Ларина, тем жестче.

То же самое (в меньшей, правда, степени) касается Верхних Печер и той части города, которая примыкает к улице Родионова. На Родионова, Сенной и Белинке в час пик такие пробки, что доехать из тех же Печер на площадь Минина можно с большим трудом, а на Автозавод — даже и не думайте, у вас только в одну сторону уйдет два часа! Вот вам и все развитие.

Смычка с пригородом

И это, заметьте, мы говорим лишь о «внутреннем» развитии города. А ведь у него есть свойство развиваться «вширь»: во-первых, сами нижегородцы не прочь селиться в пригородных домиках (при условии, естественно, развитой инфраструктуры), а во-вторых, жители районов, примыкающих к областному центру, давно уже хотят стать нижегородцами и влиться в бурную «центральную» жизнь — со всеми ее более развитыми прелестями и излишествами.

Так уж вышло, что развитие города «вширь» давно уже намечается (и, можно сказать, постепенно происходит) как раз в тех направлениях, где назрела необходимость развития метрополитена и где строительство дальнейших станций забуксовало.

Так, давно уже назрела «смычка» Нижнего Новгорода с Балахнинским районом (и рано или поздно она произойдет), но для полноценной связи необходимо устранить преграды в виде сормовских заторов (заторы между Балахной и Сормово — это отдельная тема). А это можно сделать только с помощью метро.

Так уж вышло, что город развивается вширь как раз в тех направлениях, где строительство дальнейших станций забуксовало: в Сормове, Приокском районе и Верхних Печерах

То же самое касается Богородского района. Там как грибы после дождя появляются новые домики с участками, в которых селятся нижегородцы — и при этом новоселы хотят оставаться нижегородцами. Да и жители Богородска готовы в массе своей ездить на работу в областной центр. Но тем и другим мешают пробки на проспекте Гагарина. Чтобы их преодолеть, власти города давно уже обещают построить дублер проспекта, но его как не было, так и нет. Да и сможет ли он исправить сложившуюся тяжелую транспортную ситуацию — большой вопрос. Поэтому на сегодняшний день полноценный «рецепт» развития Нижнего Новгорода в сторону Богородска — метро под проспектом Гагарина.

И, наконец, еще один район давно уже жаждет ассимиляции — это Кстово. Не секрет, что многих кстовчане пытаются работать и проводить досуг в Нижнем Новгороде, ну, а на купленных за копейки сельхозугодьях этого района множатся в геометрической прогрессии коттеджи — и в них тоже с удовольствием селятся нижегородцы. Но причастность к областному центру в полной мере ощутить не могут ни те, ни другие. Препятствием являются уже упомянутые нами заторы на Родионова, Сенной и Белинке.

«Стрелка» как тормоз

Итак, на сегодняшний день существует три варианта дальнейшего строительства метро — и, соответственно, три варианта развития Нижнего Новгорода:

• В Сормовском районе (укрепляется связь города с Балахной, а сормовичей — с областным центром).

• В Приокском районе (укрепляется связь с Богородском, а жителей Щербинок — с остальными районами).

• На улице Родионова и Сенной (укрепляется связь с Кстовским районом, в жителей Верхних Печер — с остальными районами).

Так в каком же направлении запустить проходческий щит?

Надо сказать, что жители всех трех обозначенных нами участков давно уже тянут одеяло на себя.

И сегодня это ментальное перетягивание транспортного одеяла только усилилось. Так, сормовичи (ну и балахнинцы, конечно же), почитай, с начала нулевых (с тех пор, как им построили станцию «Буревестник») ждут продолжения истории, так как «Буревестник» не решил поставленной задачи и не избавил от заторов. Необходимо метро тянуть дальше к центру Сормова.

Жители центра города тоже немало встрепенулись, когда им отгрохали наконец-то «Горьковскую», успели пережить разочарование со «Стрелкой» — и теперь ждут реванша в виде станций «Оперный театр» и «Сенная».

Ну, а жителям Щербинок не построили пока что ни одной станции метро, хоть в проектах и эскизах есть развитие «подземки» в сторону проспекта Гагарина.

Готовимся к «Оперному»

И вот на днях стало известно о приказе директора департамента развития агломераций Нижегородской области Александра Бодриевского о подготовке центра города к развитию метро. Этот приказ «запускает» механизм планировки участков вдоль улиц Горького, Белинского и Родионова таким образом, чтобы там была возможность рыть подземку и строить станции.

Как видим, чаша весов, сильно колеблющаяся в последнее время, качнулась в сторону «центрального» варианта.

Прочем, официально и громогласно о выборе властей в пользу этого варианта объявлено не было. Все может сто раз измениться: наметится, например, какой-нибудь межпланетный турнир на ипподроме — и метро решат пустить до Щербинок.

К тому же мундиаль — вместе с щедрыми траншами — кончился, так что деньги на следующую станцию подземки Федерация в ближайшее время вряд ли выделит (местные чиновники рассчитывали, например, на 800-летие Нижнего Новгорода, но последние события говорят, что щедрых подарков на юбилей нам ждать не приходится). Ну, а раз выделение средств отсрочено, у властей есть время подумать, а у общественности есть время для четкой формулировки своей позиции по этому вопросу.