Экономика
№ 37 (112), 9 ноября 2018 г.

Как Жупиков детей колбасой накормил

Поставщика продуктов для школ и детсадов Нижнего Новгорода нашли в Тамбове

Как Жупиков детей колбасой накормил

Фото: sert68.ru

Такая уж, похоже, карма у сферы детского питания в Нижнем Новгороде — быть в центре громких скандалов. Только вот, казалось бы, покончили с неконкурентной процедурой определения «генерального» организатора этого рынка, только начали избавляться от надоевших и навязчивых поставщиков — и тут на тебе, новый пассаж. На этот раз трагикомический. Вместо старого поставщика колбасных изделий в школы и садики Нижнего Новгорода выбрали нового. И все бы ничего, только вот выбрали его без конкурса (хотя, по идее, тут нужен электронный аукцион), и находится он отнюдь не в Нижнем Новгороде, а в Тамбове, откуда приехал к нам новый глава МП «Единый центр муниципального заказа» (ЕЦМЗ).

Как выбирали организаторов

Изначально рынок детского питания (впрочем, рынком это явление можно назвать с натяжкой) был неизменно сосредоточен в один руках. Мы имеем в виду Единый центр муниципального заказа (ЕЦМЗ), находящийся в статусе муниципального предприятия. Именно он заключал контракты со множеством поставщиков. В общем, организовывал процесс. Ради, как водится, определения оптимальной цены и самых добросовестных поставщиков.

Естественно, с самого начала у некоторых депутатов и у надзорных органов возникал вопрос: а почему единственный и неизменный организатор — ЕЦМЗ? Почему даже конкурса для него не проводится? Это ведь так и до коррупции, до махнаций всяких недалеко…

Муниципальные чиновники по этому поводу не сильно заморачивались. Они просто заключали каждый год контракт с одной и той же конторой — и рады были взвалить на нее (даром что она муниципальная) всю организацию детского питания. Тем более что тут были заинтересованные лица: как-никак, в этом котле варились миллиарды, и именно от ЕЦМЗ зависело, кому из поставщиков эти миллиарды достанутся.

Кстати, по неофициальной информации, фактически это муниципальное предприятие долгое время контролировала Елизавета Солонченко — незаурядный, прямо скажем, депутат гордумы, легко трансформирующийся из депутата в спикера, в мэра и обратно.

Позже (где-то пару лет назад) произошло небольшое перераспределение: большая часть образовательных учреждений по-прежнему оставалась под контролем Единого центра муниципального заказа, другую же часть «взял к себе» торговый дом «Народный», учредителем которого являлся депутат Василий Пушкин. Таким образом, два нижегородских депутата контролировали всю эту лакомую сферу, в которой достаточно бесконтрольно крутились миллиарды.

С ТД «Народный» мэрия также заключала контракт без всякого конкурса. После того, как господин Пушкин официально вышел из состава его учредителей, расклад никоим образом не поменялся.

Позже появился третий организатор — Нижегородская логистическая компания (НЛК), но ЕЦМЗ оставался неизменным лидером.

Как выбирали поставщиков

Итак, родительские и бюджетные деньги (за льготников и так далее) доставались без конкурса трем организаторам детского питания. Те, в свою очередь, разыгрывали тендеры на конкретные поставки, но это была лишь видимость конкуренции: побеждали в этих торгах неизменно один и те же поставщики. Под них конкурсная документация и готовилась.

Так, в апреле этого года лот по питанию детей Приокского района (94 млн рублей) выиграло ООО «Приокское» (больше никто на конкурс не заявился), а лот по питанию детей Сормовского района (89 млн рублей) — ООО «СК Центр». Причем второй участник конкурса — ООО «Бона Фиде Трейдинг» — предложил более низкую цену, чем «СК Центр» (на 3 млн руб. меньше) — но проиграл. Вот ведь бывает, да!

В общем, на каждый район у Единого центра муниципального заказа было по одному единому поставщику (который поставлял все без исключения продукты, договариваясь, очевидно, с субподрядчиками), поставщики эти получали по 80–90 миллионов и менялись крайне редко.

Что изменилось

Все это, собственно говоря, давно уже лежало на поверхности, но всплыло почему-то только в конце прошлого года. Тогда разразился первый скандал, связанный с неконкурентной процедурой определения главных организаторов (то есть ЕЦМЗ и ТД «Народный»). А тут, как назло, всплыли сообщения о некачественной продукции и даже об отравления детей. Что еще больше подлило масла в огонь.

При тщательном разбирательстве выяснилось, что вообще-то закон требует определять организатора детского питания через конкурс, однако чтобы эта схему запустить, нужно положение о конкурсе. Положение это должна была разработать и принять городская администрация. Но этого сделано не было.

Так вот, еще прошлой зимой УФАС начал добиваться от мэрии разработки и введения в действия этого документа. Городская администрация затягивала процесс. Только летом положение о конкурсе наконец-то появилось.

Осенью были проведены торги с целью определить наиболее порядочного и надежного организатора детского питания. И победил в них… Единый центр муниципального заказа. Вот так доблестный УФАС победил монополию и… наоборот.

Шоу продолжилось.

Справедливости ради надо сказать, что кое-какие изменения все же произошли. Например, в отношении одного из менеджеров ЕЦМЗ возбудили уголовное дело, старого директора убрали, а нового — Владимира Жмакина — специально решили выписать издалека, а именно — из Тамбова.

Кроме того, со старыми поставщиками ЕЦМЗ в добровольно-принудительном порядке отношения прекратил.

Тамбовский прецедент

Казалось бы, жить стало лучше, продукты станут вкуснее — ну и заодно дешевле.

И тут случился тамбовский прецедент, подорвавший в нижегородцах остатки веры в позитивные «питательные» изменения. Заключается прецедент в том, что обновленный ЕЦМЗ не стал объявлять торги на поставку в нижегородские школы и садики колбасных изделий, а просто выбрал поставщика без конкурса. И выбор пал на ООО «Жупиков», которое находится и действует — тадам! — в Тамбове.

Владелец данной фирмы — одноименный депутат госдумы, крупный тамбовский бизнесмен. По чисто случайному стечению обстоятельств, приехавший к нам и возглавивший ЕЦМЗ Владимир Жмакин тоже был в Тамбове бизнесменом. Не исключено даже, что они знакомы.

Данная ситуация всплыла буквально перед отгремевшими праздниками, — и тут же вызвала шквал едких комментариев в СМИ и в Интернете И, надо признаться, людям было отчего злословить: только общественность настроилась на доверие к ЕЦМЗ — и, как говорится, опять…

Между тем, в муниципальном предприятии и вообще в мэрии решили стоять насмерть. «Муниципалы» не просто не делают кадровых рокировок и не отменяют данную закупку — они еще и настаивают на законности и правильности данной процедуры. Никакого, якобы, нарушения закона и никакой коррупции.

Цитируем спикера городской администрации Бэлу Рубинштейн (ее пространная отповедь на нападки СМИ опубликована в ФБ):

«Первый вопрос — почему без конкурса?

Потому что на его проведение надо закладывать в районе 23 дней. Столько времени у ЕЦМЗ не было: продукты заканчивались сильно раньше, детей надо было кормить сейчас, а не через 23 дня.

Почему нельзя было объявить конкурс, не дожидаясь, когда закончатся продукты? Потому что до конца года ЕЦМЗ вынужден работать по коротким допсоглашениям: только в начале месяце становится известно, кто будет делать закупки. Заключать длительные соглашения и объявлять конкурсы спокойно без цейтнота можно будет через два месяца, когда будет принято решение, кто будет заниматься организацией питания в школах и детских садах в 2019 году (возможно, что и не ЕЦМЗ).

В общем, с конкурсом по срокам не проходили и потому сделали закупку у единственного поставщика. Можно ли так делать по закону? Да, можно. Об этом говорится в Федеральном законе номер 223.

Теперь второй вопрос — почему выбрали поставщика из Тамбова? Потому что он предложил хорошую цену — это раз, его продукция соответствует всем требованиям — это два, ну, и у него хорошая репутация — это три. Компания кормит детей в Тамбове, и там пока не просто никто не жаловался, а даже совсем наоборот — пишут благодарственные письма и все такое.

На мой вопрос „будет ли он еще что-нибудь покупать в Тамбове после этой истории?“ Владимир Жмакин ответил, что будет, если это будет целесообразно и объяснил, в какой логике принимаются решения о закупках. А логика такова: во-первых, покупать у производителей, а не у посредников, во-вторых, покупать у производителей из Нижегородской области (на другие регионы смотреть только если у себя ничего подходящего не нашли).

Подход, как видим, абсолютно прагматичный. Потому что самое главное в этой истории все-таки, чтобы наши дети получали качественные хорошие продукты питания, а будут они из Тамбова, Саратова или Нижнего Новгорода — это уже второй вопрос».

Несмотря на пространность этого объяснения, оно вызывает еще больше вопросов, чем было изначально. Например:

— почему мэрия тянула с положением о конкурсе так долго, что годовой контракт с ЕЦМЗ заключить уже нельзя, а возможны только дополнительные короткие соглашения?

— почему нельзя было запустить новую систему со следующего года?; ведь все в мэрии, кажется, в курсе, как важна именно конкурсная процедура (именно ее предполагает закон, оставляя исключения для форс-мажоров).

И, наконец, главный вопрос: почему никто (ни представители ЕЦМЗ, ни представители мэрии) не раскрывает информацию о конкретных фирмах и ценах, которые были изучены наряду с предложением ООО «Жупиков»?

Пока эта конкретика не будет обнародована, пока общественность не убедится в том, что тамбовский поставщик выбран объективно, любые объяснения будут похожи на прикрытие сговора. А значит, уповать на 2019 год, когда все якобы будет спокойно и прозрачно, особого смысла нет.