Экономика
№ 40 (115), 30 ноября 2018 г.

Бензин, АСКОП и просто хотелки

Как нижегородские перевозчики объясняют подорожание проезда

Бензин, АСКОП и просто хотелки

Фото: kuznya.info

Владельцы частного общественного транспорта решили поднять стоимость проезда до 30 рублей под предлогом повышения стоимости горючего и навязанными мэрией затратами на введение АСКОП.

Целый ряд особо умных и смелых перевозчиков во главе с бывшим градостроителем Михаилом Романычевым решил добить нижегородцев. Мало того, что подскочили цены на коммуналку (особенно с учетом дополнительной платы за мусор), так еще и проезд в маршрутках решили поднять — с 28 до 30 рублей. Объясняют они этот шаг якобы затратным и навязанным введением системы АСКОП и якобы повышением цен на топливо. Нижегородцы не очень-то верят — впрочем, бунтовать (особенно после крайне неудачного «бунта» Ковалева) никто, похоже, не будет. Мэрия, в свою очередь, умывает руки: частников мы, дескать, регулировать не можем. Тем не менее, совершенно очевидно, что это пробный шар: если вот эта «заявка на победу» сойдет Романычеву с рук, подтянутся и остальные перевозчики, а вслед за ними и муниципальные предприятия поднмут расценки — легко и без сопротивления.

О группировках

Перевозчики не первый раз сколачиваются ради удовлетворения своих интересов. Еще жива в народной памяти Ассоциация нижегородских перевозчиков, создание которой инициировал Ковалев — чтобы бороться со своим конкурентом Каргиным и с его низкой стоимостью проезда. Потом эта же ассоциация (хотя ряды ее заметно поредели) понадобилась тому же Ковалеву, когда у него отобрали часть линий. С ее помощью был организован митинг якобы против повышения стоимости проезда (а на самом деле за Ковалева), на который пришли в основном водители/кондукторы, хотя ожидались массы пассажиров. Нижегородцы, видимо, легко раскусили, что к чему. Впрочем, эту историю можно «прочитать» и зеркально: среди тяжелых на подъем нижегородцев просто не нашлось никакой независимой силы, чтобы накалить ситуацию и не допустить повышения проезда до 28 рублей. Один лишь, по сути, Ковалев попытался это сделать — и у него предсказуемо не получилось.

Сегодня, когда ковалевские интересы окончательно канули в лету, возникла новая смычка — Союз перевозчиков Нижегородской области. Скорее всего, инициатором тут стал небезызвестный депутат городской думы Алексей Гойхман со своим «Нижегородцем». Цели у Союза предельно прозрачны и ясны: подготовить и провести повышение проезда до 30 рублей, чтобы хватало не только на хлеб, но и на хлеб с маслом.

Возвращение Романычева

В данное объединение вошли не все перевозчики. Каргин, допустим, не вошел — впрочем, он как-то странно отреагировал на вопрос по данной теме: повышать, мол, я проезд не буду, но вообще повышение будет. Что имел в виду Каргин? Видимо, вот этот вот гойхмановский почин. Да, вот прям сейчас, перед новым годом, владелец 71-го маршрута не собирается озадачивать пассажиров новыми тарифами. Но это сделает «группа Гойхмана» — если не встретит сопротивления со стороны чиновников, депутатов или же народа. А вот в следующем году, если эксперимент пройдет как надо, 30 рублей объявят неизбежной, вынужденной суммой, и остальные перевозчики тоже (в том числе и Каргин) поднимут цены на проезд до этой планки.

Интересно, что Алексей Липович сам на амбразуру не полез — в смысле, не стал в данной ситуации лицом, которое заявляет о повышении проезда и объясняет нижегородцам, почему это делается. Хоть Гойхман тут кровно заинтересован, все-таки он депутат, вроде как избранный населением, и оправдывать непопулярную меру ему не с руки. На амбразуру был брошен «специально обученный человек» Михаил Романычев, которому не привыкать воплощать в жизнь и транслировать непопулярные решения. Несколько лет назад, напомним, Романычев возглавлял городской департамент архитектуры и градостроительства. И после скандала с Ковалихой, когда власти одобрили точечную стройку высотки впритык к уже имеющемуся дому, именно он был принесен в жертву. Сейчас Романычев всплыл совершенно в другой сфере, каким-то чудом возглавив Союз нижегородских перевозчиков.

Отбить четыре процента

Как же группа Гойхмана в лице Романычева объясняет повышение? Ну, не откровенными же хотелками объяснять, надо что-то придумать. Вот и придумали. Во-первых, цены на топливо якобы выросли. При этом мировые цены на нефть к концу года упали, и в начале 2019-го бензин если не подешевеет, то дорожать точно не будет — что, в принципе, подтверждают антимонопольщики. Впрочем, нижегородские перевозчики видят и представляют населению ту картинку, которая выгодна им. Если бы на нижегородских маршрутках стояло газовое оборудование (кстати, где оно?), они все равно жаловались бы на дорогое топливо.

Второе оправдание еще более странное: поднимаем, дескать, стоимость проезда из-за того, что мэрия обязывает нас вводить АСКОП. В общем, это мэрия во всем виновата.

Сегодня у перевозчиков возник новый союз против нижегородцев. Скорее всего, инициатором стал Алексей Гойхман («Нижегородец»). Цели Союза предельно прозрачны: подготовить и провести повышение проезда до 30 рублей, чтобы хватало не только на хлеб, но и на хлеб с маслом

Действительно, введение АСКОП стало обязательным. И действительно, четыре процента с каждой поездки идет его организатору — «Ситикарду». Но здесь стоит уточнить несколько важных нюансов.

Во-первых, всяческие льготники и просто экономные люди хлынули со своим пластиком в маршрутки. Ведь у них есть что-то типа единой карты, которая позволяет ездить со скидкой, делая пересадки. Это дополниельный приток клиентов, о котором Романычев, конечно же, умолчал.

Во-вторых, в маршрутках стали ездить льготники, и частным перевозчикам светит теперь нехилая компенсация льготного проезда. Это муниципальные парки автобусов-троллейбусов-трамваев не могут добиться ее от области, а вот у коммерсантов это почему-то получается. Получилось же у господина Мещерякова с его «Русской тройкой» выжать миллионы из области — так неужели у господина Гойхмана с его «Нижегородцем» не получится? Об этой перспективе Михаил Романычев, конечно же, тоже умолчал.

Заплатим за риск аварий?

Добавим, что перевозчики не стали тратиться на валидаторы в салонах, что свело к минимуму комфорт пассажиров и — главное — безопасность поездок. Валидатор в маршрутке есть только один — у водителя. Пассажир дает водителю свою карточку, тот подносит ее к устройству — и только после этого проезд считается оплаченным. Другой вариант — пассажир дает тому же водителю деньги, тот считает сдачу и подносит к валидатору свою специальную карточку. И в том, и в другом случае из устройства вылезает билет, который вручается пассажиру. То есть безбумажной (как и безналичной) системой наш вариант АСКОПа не назовешь. И надо ли говорить, что водитель, отвлекаясь на деньги, сдачу, на прикладывание карты и на выдачу билета, увеличивает риск ДТП?

А вообще вот этими заявлениями Романычев создает очень непрятный прецедент. Ведь раньше — и при Булавинове, и при Кондрашове — проезд сначала повышала мэрия, вводя новый тариф в муниципальных автобусах, и только потом это делали (ну, или не делали) частники. Теперь же группа Алексея Липовича решила взять инициативу в свои руки, обскакав муниципалов.

Население — особенно перед новым годом — совершенно не настроено митинговать, так что какого-либо сопротивления со стороны общества, скорее всего, не будет. Будет ли сопротивление со стороны мэрии — вот в чем вопрос. Юридически городская администрация, конечно же, не может взять и запретить перевозчикам повышать стоимость проезда. Но она может на них повлиять, использовать административные рычаги, отобрать лицензии и маршруты, в конце концов. Была бы политическая воля. Пока такой воли не наблюдается — одно лишь своеволие коммерсантов.