Среда обитания
№ 41 (116), 7 декабря 2018 г.

Низконапорное безумие

Чиновники затеяли перегородить Волгу вопреки мнению ученых РАН

Низконапорное безумие

Фото: dront.ru

Во вторник на этой неделе случилась небывалая для Нижнего Новгорода вещь: чиновники сорвали публичные слушания, которые затеяны были по их же инициативе. Мероприятие касалось низконапорного гидроузла: ради его строительства нужно перевести некоторые участки в Сормовском районе из рекреационной зоны в «техническую». Тема оказалась настолько скользкой, что чиновники Сормовского района и Минтранса РФ пытались передать друг другу почетное право выступать — и в конце концов решили отменить мероприятие вообще. Действительно, ситуация с низконапорной плотиной вызывает много острых вопросов — видимо, не на все из них «знатоки» из Минтранса могут убедительно ответить. Главный вопрос — а зачем, собственно, эта плотина нужна? Ведь научное сообщество рекомендовало совсем другие, более щадящие, варианты решения проблемы судоходства.

Кто сорвал слушания?

Инициатором и основным заказчиком создания Нижегородского низконапорного гидроузла является Росморречфлот (входит в Минтранс). Именно он озабочен проблемой судоходства на Волге, особенно тем фактом, что в районе Городца грузовые суда и пассажирские теплоходы «встают», натыкаясь на слишком мелкий участок. Вот чтобы сделать реку глубже, и затевается возведене новой плотины. Проект строительства фактически готов — его выполнила организация «Технасстрой».

По обновленным данным, гидроузел должен появиться напротив озера Лунское в Сормовском районе и пересечь Волгу, а заодно и пересечь расположенный там большой остров Ревякский.

Участок, которому предполагается сменить зонирование, расположен рядом с этим местом. Что именно там хотят расположить — пока не ясно: то ли дорогу, то ли какие-то технологические линии. Это жители как раз и планировали выяснить на не состоявшихся слушаниях. Они (жители) были оповещены и пришли — в количестве примерно 60 человек.

Однако после некоторого замешательства представители мэрии объявили собравшимся, что слушания отменяются по причине того, что нет докладчика.

Оказывается, этому объявлению предшествовали закулисные переговоры. В тот вечер в администрации Сормовского района собрались представители всех сторон, необходимых для нормального проведения мероприятия, и для отмены причин, в общем-то не было. Приехали представители бассейнового управления (подчиняется Росморречфлоту), представители самарского Технасстроя — ну и, само собой, присутствовали районные чиновники. Однако встал вопрос о том, кто будет выступать. По замыслу принимающей стороны, это должны быть инициаторы. Однако гости по каким-то причинам категорически отказались брать на себя эту роль, заявив, что могут быть лишь содокладчиками, то есть «на подхвате».

Чиновники районной администрации, в свою очередь, также отказались «солировать». К консенсусу так и не пришли — посему слушания объявили не состоявшимися.

Неудобные вопросы

Если бы речь шла о каких-нибудь позитивных изменениях, все было бы иначе: любая из сторон с радостью согласилась бы о них рассказывать. Однако в данном случае речь идет об изменениях, губительных для природы (все-таки, зона рекреации меняется на «техническую» — значит, в этом месте луга будут засыпать и что-то строить), что воспринимается населением (особенно сормовичами) в штыки. Поэтому никто и не захотел подставлять себя под удар.

Вместе с тем, именно этим небольшим участком, на котором предполагается сменить зону, вопросы жителей наверняка не ограничились бы. Ведь это делается ради строительства низконапорной плотины — и вот по ней у общественности достаточно много вопросов. Например, почему гидроузел вдруг решили «передвинуть» из Большого Козино в луга Сормовского района, где будет добываться песок (есть информация, что в тех же лугах), как это скажется на экосистеме и главное — на расположенных относительно недалеко дачах-садах. Так вот, есть подозрения, что не на все эти вопросы заказчик и проектировщик могут ответить аргументировано и честно. Например, обозначенный выше перенос плотины — ближе к Нижнему Новгороду — произошел без всякой огласки и каких бы то ни было объяснений. Ну, а оценка воздействия на окружающую среду только еще выполняется (она готова была еще в 2016 году, но, видимо, ее пришлось переделывать из-за изменений в проекте).

Пять вариантов

Главный же вопрос, на который и заказчику, и проектировщику будет ответить сложнее всего — это необходимость строительства низконапорной плотины как таковой. Казалось бы, ответ всем и так известен — чтобы решить проблему обмеления Волги, а значит — судоходства.

Но не все так просто. Дело в том, что на сегодняшний день есть несколько вариантов решения этой проблемы:

1. Поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки.

2. Строительство низконапорного гидроузла.

3. Изменение режима сброса Рыбинского и Горьковского водохранилищ (грубо говоря, чтобы зимой был сброс не такой интенсивный, как сейчас — тогда летом водохранилища будут более полными: сброс в летнее время можно увеличить, что приведет к поднятию уровня).

4. Строительство третьей нитки Городецких шлюзов — это позволит «наводнить» как раз тот участок у Городца, где суда рискуют сесть на мель.

5. Углубление дна по руслу.

По поводу первого варианта, который привел бы к серьезным негативным последствиям, Нижегородская область долго сражалась с Русгидро — и в конце концов победила. В ходе этих баталий энергетики говорили, что проблему судоходства все равно надо решать, нижегородские же чиновники отвечали: ничего, мы гидроузел построим.

Второй вариант — тот самый гидроузел — тоже приведет к негативным последствиям, но масштаб их будет в разы меньше. То есть в Лысково, Кстово, Дзержинске и Нижнем Новгороде (за исключением маленького кусочка) все останется как есть, а вот на участке между Нижним Новгородом и Городцом ландшафт изменится. Особенно это касается Балахнинского района. Подтопит ряд населенных пунктов и садов (жителям, скорее всего, придется переехать), в воде окажется (и, скорее всего, погибнет) памятник природы «Городецкая дубрава», будут уничтожены несколько памятников археологии.

При этом в ходе баталий представители Русгидро говорили, что через какое-то время после строительства низконапорного гидроузла произойдет обмеление непосредственно за плотиной, и мы получим такую же проблему с судоходством, только уже не в Городце, а в Сормове. На данный аргумент, насколько нам известно, никто не возражал. Может быть, в данном случае энергетики правы?

Пятый вариант специалисты сегодня отвергают: углублять дно на конкретном участке — бессмысленно (проблема просто «сдвинется» вниз по течению), а по всей Волге — слишком дорого.

Голос разума

Теперь — о третьем и четвертом вариантах.

В 2015 году был собран научный совет Российской академии наук по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрологии под руководством академика РАН Виктора Осипова. На совете присутствовали ведущие профильные специалисты — кандидаты и доктора наук. Там как раз и была поднята проблема обмеления Волги. Так вот, ученые РАН в своем заключении рекомендовали применить третий и четвертый варианты, то есть построить третью нитку в Городце и подрегулировать режим сброса.

Именно эти варианты, по мнению ведущих специалистов РАН, «обеспечивают сохранение сложившейся экосистемы проточного участка Волги, судоходство в нижнем бьефе городецких шлюзов, предполагают обустройство зоны влияния Чебоксарского водохранилища на отметке 63 метра и не предполагают строительства новых гидроузлов и повышения отметок водохранилищ существующих гидроузлов».

«Представляется обоснованным, — говорится далее в заключении совета РАН, — что при окончательном выборе… должны рассматриваться именно эти варианты, преимуществом которых являются наименьшие техногенные и геоэкологические риски (отсутствие необходимости строительства напорных гидротехнических сооружений, отсутствие дополнительного подтопления и связанных с ним рисков) и комплексное решение экологических проблем Нижнего Новгорода и Нижегородской области (сохранение сложившейся экосистемы проточного участка Волги и обеспечение наилучших условий для строительства мостового перехода через Волгу)».

Однако чиновники Мнтранса не посчитали нужным ответить на это заключение, собрать что-нибудь наподобие круглого стола, конференции, научного диспута, где можно было бы сформулировать наиболее разумное решение проблемы. Он просто проигнорировали вердикт научного сообщества. Видимо, потому, что у них уже заранее было припасено свое собственное решение — только низконапорный гидроузел, без вариантов. И когда стало ясно, что Чебоксарскую ГЭС не будут достраивать до 68-й отметки, Минтранс сразу же приступил к реализации своего решения.

Почему же чиновники так поступают? Почему они не считают нужным прислушаться к мнению ведущих профильных ученых, к голосу разума, в конце концов? Неужели только из-за того, что идея освоить 42 миллиарда из госбюджета кажется им невероятно соблазнительной?

Вот на этот вопрос представителям Росморречфлота будет очень неудобно отвечать.