Политика
№ 43 (118), 21 декабря 2018 г.

Конец эпохи Гойхмана

Самый влиятельный «транспортник» покидает гордуму

Конец эпохи Гойхмана

Фото: www.gorduma.nnov.ru

Как в городской думе, так и в Нижнем Новгороде в целом, завершается эпоха Алексея Гойхмана, который так или иначе влиял на самую проблемную, пожалуй, сферу — транспортную. Именно под знаком Гойхмана проходили ключевые назначения в профильном департаменте и в муниципальных предприятиях, именно он курировал перестановки и перетасовки маршрутных линий. Теперь всем этим будет заниматься новая команда, а Алексей Липович, похоже, проиграл. Неделю назад он вышел из комиссии по транспорту, которую возглавлял около 10 лет, а на этой неделе он подтвердил журналистам, что вовсе намерен покинуть гордуму.

Мещеряков и все-все-все

Обозначим основные проблемы, которые возникли и расцвели в транспортной сфере в «эпоху Гойхмана». Во-первых, это отсутствие системы АСКОП, которая позволила бы посчитать льготников и перевести оказание услуг пассажирам на качественно новый уровень. О необходимости введения этой системы Алексей Липович заявлял неоднократно — более того, нам обещали, что она появится вот-вот, но какие-то темные силы блокировали ее постоянно. В результате эта система до сих пор в городе все никак не введена.

За этой проблемой тянется вторая — самая, пожалуй, главная. Это компенсация городу выпадающих доходов, возникающих в результате перевозки льготников. Поскольку АСКОП нет, посчитать, сколько же льготников объективно катается, не представляется возможным. Но приблизительно посчитать можно — получаются огромные суммы. Их должна перечислять городу область — из регионального бюджета.

И до поры до времени так оно и происходило. Но в 2016 году возник скандал: оказалось, что львиную долю этой компенсации получило транспортное предприятие бизнесмена Меерякова (то есть коммерческое), и лишь маленькую толику получило МП «Нижегородпассажир­автотранс».

После этого скандала областное правительство крайне неохотно и не в полном объеме выделяло компенсацию выпадающих доходов, а в этом году ее пока что нет и вовсе.

Это нанесло удар прежде всего по муниципальным предприятиям, которым эти региональные средства нужны как воздух.

Еще один удар — перетасовка маршрутов: линии в большинстве своем достались частникам, муниципальные же автобусы потеряли наиболее «вкусные» схемы движения.

Сейчас городские транспортные МП находятся в критическом положении: они увязли в долгах, наблюдается острая нехватка транспортных единиц и водителей.

Фирмы Гойхмана

Ситуация усугублялась тем, что Гойхман — самая, пожалуй, влиятельная фигура в транспортной сфере Нижнего Новгорода — был лицом заинтересованным. Члены его семьи владели и владеют целым рядом фирм, профиль которых — пассажирские перевозки, такси, автосервис и так далее. Уместно говорить о локальной гойхмановской империи, которая насчитывает множество фирм, которыми члены семьи владеют или непосредственно, или опосредованно. В частности, это ООО «АТП Нижегородец», аффилированное с Гойхманым, — это как раз и есть пассажирское транспортное предприятие. Его директор — Вадим Смирнов, управляющий одновременно десятком семейных фирм.

Что касается самого Алексея Гойхмана, то он владеет фирмами ООО «Автовек-НН» и ООО «СНТ».

Владимир Александрович Гойхман — учредитель десяти фирм: «Нижегородец-Авто», «Нижегородец М-7», просто «Нижегородец» и так далее.

Юлия Александровна Гойхман — учредитель трех фирм, Александр Липович владеет двумя. Еще двумя владеет Леонид Алексеевич Гойхман.

Итого получается 19 фирм.

Члены семьи Алексея Гоймана владеют целым рядом фирм, профиль которых — пассажирские перевозки, такси, автосервис и проч. Уместно говорить о локальной империи, которая насчитывает множество фирм, которые он контролирует

Долгое время весь этот многоликий семейный бизнес процветал и развивался. Проблема были лишь в том, что муниципальный пассажирский транспорт, которым заведовал Алексей Липович, параллельно катился по откос.

Есть мнение, что никитинское правительство не решалось на компенсацию выпадающих доходов городу именно из-за Гойхмана, который мог повлиять на распределение этих денег в пользу «частников».

«Отдайте нам свое»

Так это или нет, но осенью 2018 года Алексей Липович пожурил областное правительство за то, что транспорт загибается, а причитающиеся городу деньги «зажимаются», остаются в региональном бюджете.

— Мы просим у правительства ни больше ни меньше, — заявил наш герой на транспортной комиссии. — Нам не надо чужого! Дайте нам наше! Надо глобально решить один вопрос: если у правительства области нет возможности компенсировать выпадающие доходы, тогда давайте уберем все льготы. И перечислим пассажирам эти деньги на пенсию. Все ругают муниципальные предприятия, но на протяжении пяти лет от области идет недополучение средств. Верните 350 млн рублей недополученных доходов, тогда и долгов не будет. Отдайте городу свое!

Буквально на следующий день после этого на одну из гойхмановских фирм — «ТП Нижегородец» — было возбуждено уголовное дело в связи с уклонением от налогов на сумму более 500 млн рублей. Отягчающим обстоятельством может стать создание и использование для этого схемы с фирмой-пустышкой.

Алексей Липович прокомментировал эту ситуацию весьма бодро: я дескать, давно уже фирмой не владею, теперь один из учредителей — мой родственник.

Потом «прилетело» еще оно дело — тоже по налоговой части.

Почти вся вскрытая задолженность перед налоговиками на сегодняшний день уже погашена. Между тем, Гойхман как человек неглупый наверняка догадался, что это намек. В областном правительстве, скорее всего, считают, что улучшения в транспортной сфере тормозятся не какими-либо выступлениями Гойхмана, а им самим.

Пока не принесли счет

Напоследок Алексей Липович спровоцировал повышение цены проезда на ряде маршрутных линий. А повышение платы за проезд до 30 рублей на своем маршруте первым заявил именно он.

Потом уже подключилась ассоциация перевозчиков во главе с Михаилом Романычевым.

И только после этого Гойхман вышел из состава транспортной комиссии, а сейчас — уходит из гордумы.

«Умные люди уходят с банкета до того, как приносят счет», — пошутил наш герой, комментируя свой уход.

Вместо Алексея Липовича думскую комиссию по транспорту возглавил Станислав Прокопович. У него тоже в собственности несколько более-менее профильных фирм. Остается надеяться, что по пути Гойхмана он не пойдет и не сплетет вокруг себя влиятельную паутину.

Сейчас муниципальный транспорт Нижнего Новгорода находится в тяжелом кризисе. Но после ухода Гойхмана появилась надежда на решение застарелых проблем, которые в последние несколько лет только усугублялись.

Закуплены 100 новых автобусов, поднята зарплата водителям, в очередной раз внедряется АСКОП… Главное — чтобы Прокопович как минимум не заблокировал эти процессы.