Экономика
№ 6 (125), 22 февраля 2019 г.

Избитыми путями

Мэрия «развивает» экономику, возрождая систему малоэффективных муниципальных предприятий

Избитыми путями

Фото: нижнийновгород.рф

На повестке дня в мэрии теперь реанимация муниципального сектора экономики. Этим в последнее время активно занимается новая городская власть под руководством мэра Владимира Панова (на фото — второй справа).

У нас на Руси как повелось? Если человек въехал в какой-нибудь более или менее значительный кабинет, окружающие сразу проникаются к нему как минимум уважением. А как максимум — почтением, сильно отдающим банальным подхалимажем. Ну, на худой конец — пропитываются по отношению к означенной персоне черной завистью. Явно при этом забывая, что не место красит человека, а человек место. Так и с должностью мэра: мало занять соответствующий кабинет в кремлевском сером доме. Важно постоянно помнить, что пришел сюда не для повышения собственного статуса и благополучия, а чтобы работать для горожан, как бы просто это ни звучало. И использовать для этого все имеющееся в мэрии ресурсы максимально эффективно. Увы, не у всех и не всегда так получается.

Не очень хорошо забытое старое

Когда систему социализма в стране сменяла система доморощенного капитализма, люди смотрели на этот процесс со страхом, смешанным с надеждой. Старое рушилось и казалось, что навсегда. Никто не предполагал, что капитализм у нас будет таким: мы возьмем из новой системы все плохое новое, но при этом, выбросив на помойку истории такие «мелочи», как социальную защищенность, бесплатную медицину, доступное и бесплатное образование и проч., сохраним при этом все плохое старое.

Некоторое время назад на уровне муниципалитетов происходил один из этапов демонтажа элементов старой системы — ликвидировали муниципальные предприятия (МП). Но вот прошло немного времени — и пришла пора возвращения старого: на повестке дня теперь реанимация муниципального сектора экономики.

Особенно активно этот процесс пошел после того, как кабинет градоначальника занял Владимир Панов. Мэрия сегодня особенно активно добивается, чтобы общественный транспорт в Нижнем стал исключительно муниципальным. Благоустройством, по мнению обитателей серого дома, как видим, должны заниматься муниципалы, для чего на базе МП реорганизуют всю систему уборки города и создаются некие муниципальные институты благоустройства. Единый центр муниципального заказа по факту становится «естественной монополией».

Муниципалитет все плотнее и активнее контролирует все городское строительство.

Для чего?

Первое что приходит на ум — управляемость. Вертикальная интеграция системы управления должна быть вертикальной. Мэрия хочет контролировать все — и усиленно этого добивается. Процессы идут на фоне хронического недоверия к инвесторам, из которых признаются в основном лишь те, кто совсем свои.

А главное — так проще контролировать денежные потоки. Разумеется, контроль этот внедряется под флагом экономии бюджетных средств, хотя на деле сплошь и рядом обнаруживается, что экономии как таковой не выходит: бюджет как тратил, так и продолжает тратить. Только по новым схемам.

Что же дает на практике эта полугласная кампания по возвращению МП, которую ведут Владимир Панов и его «команда»? Давайте рассмотрим пару примеров.

Щедрый платит дважды?

Снег в наших пенатах — дело обычное. Именно в нем, как правило, тонут благие намерения муниципалитетов. А в последнее время снег стал еще и делом политическим: его на улицах так много, что чиновникам остается практически полшага, чтобы загреметь в сугробы под фанфары.

Чтобы побороть снеговые завалы в Нижнем, по мнению главы города Панова, должен быть создан, по сути, единый снегоуборщик всея города — и отчего-то на базе не кого-нибудь, а МП «РЭД Автозаводского района».

Вопросов бы к нему не было, если бы предприятие служило образцом пламенного борца со снежными заносами. Однако это не так — и сходным образом думают не только журналисты, но и прокуроры.

Сегодня «РЭД Автозаводского района» убирает Нижегородский район областного центра. И убирает, по мнению прокуратуры, неважно, о чем мы уже писали. Однако процесс подминания снегоуборщиков под это МП продолжается.

При этом горожане в процессе создания единого мега-снегоубощика фактически платят несколько раз.

Сначала мы, то есть бюджет, платим, когда закупаем имущество, технику для нужд муниципального предприятия. По всем муниципальным предприятиям, к слову, бюджетные траты на субсидии и закупки техники составляют более миллиарда рублей ежегодно. Попутно мы тратим бюджетные средства на субсидии МП, выплату зарплат служащим.

Еще раз мы платим, когда бюджет рассчитывается с МП за оказываемые услуги по установленным тарифам и расценкам. При этом снижение этих расценок для МП, чего, казалось бы, можно было ожидать, не происходит.

Деньги эти городская казна, как водится, забирает у бюджетников, у жителей аварийного фонда, у проектировщиков новых школ и детсадов. При этом, не строя те же садики, мы не получаем по специальным программам миллиардные транши на это дело из федерального бюджета, — а они, разумеется, были бы для города не лишними.

Выходит, что мэрия разбрасывается деньгами не скупясь. Что, однако, не мешает чиновникам при любом удобном случае говорить об экономии и о том, как важен в сложных экономических условиях каждый бюджетный рубль.

Мэрия — недобросовестный предприниматель?

Кое-что о пресловутой экономии может прояснить история с предприятием «Нижгортранс». Судите сами.

«Нижегородская городская транспортная компания» (Нижгортранс) — муниципальное предприятие, которое было создано относительно недавно, в 2017 году, «в целях обеспечения устойчивого, безопасного, комфортного и эффективного перемещения пассажиров в пределах города».

Вскоре после образования «Нижгортранс» получил 200 новых ЛиАЗов, закупленных для предприятия Нижегородпассажиравтотранс (НПАТ): из-за того, что НПАТ после нескольких лет «эффективного» руководства Дмитрия Цыганкова оказался на грани банкротства, передавать ему казенные автобусы было нельзя — существовала реальная опасность их изъятия судебными приставами за долги. Вот и пришла идея спрятать имущество, по сути, в компанию-«прокладку», наподобие тех, что используют, укрываясь от налогов, нечистоплотные бизнесмены.

В мэрии же эту схему уклончиво, но гордо назвали «хитростью в рамках правового поля». О ее создании объявила Наталья Казачкова, нынешний первый вице-мэр.

По закону МП не могло предоставлять транспорт кому-либо в пользование бесплатно, поэтому пришлось сдавать его в аренду самим себе. Директор «Нижгортранса» Александр Хватов заверял, что ни один бюджетный рубль не пострадает: «Что касается аренды наших автобусов, то тут не более чем формальность. Никаких дополнительных расходов городской бюджет не несет: источник один, „карманы“ просто разные».

Однако это оказалось неправдой.

Только в прошлом году аренда 50 автобусов обошлась в 3 млн руб.

При этом налоги «Нижгортранса» администрация города решила отчего-то попросту не платить.

Долги копились. К концу года набежал долг в 1,8 млн рублей. В феврале ИФНС Нижегородского района подала уже иск о банкротстве «Нижгортранса», требуя взыскать 1,99 млн.

И мы их, конечно, заплатим. Заплатим за эти ошибки именно мы, а не те, по чьей вине это случилось.

По кривой дорожке?

Опыт показал, что большинство существующих ныне муниципальных предприятий малоэффективны. Услуги они оказывают далеко не всегда качественные. Многие МУП доведены до банкротства, не имея возможности в существующих условиях платить зарплату, налоги, оплачивать коммунальные расходы.

Более того: имущественные комплексы МП зачастую передаются их директорам, что, конечно, не только неэффективно для города, но и вообще ведет напрямую к коррупции, с которой на словах чиновники усиленно борются.

Но главное в том, что сами МП, как правило, не заинтересованы в повышении эффективности своей работы — по объективным причинам: чем выше эффективность — тем меньше субсидии и дотации от бюджета.

Стоит ли пускать городское хозяйство по этому избитому, заезженному, хорошо знакомому пути?..

В нынешней мэрии считают, что им виднее.