Среда обитания
№ 6 (125), 22 февраля 2019 г.

Зеленые заложники

Нижегородским паркам по-прежнему угрожают застройка и запустение

Зеленые заложники

Общественность, отстоявшая Автозаводский парк, может праздновать победу. Но победа эта локальная. Четкой концепции развития зеленых зон в Нижнем Новгороде как не было, так и нет.

На затее построить аквапарк в Автозаводском парке, из-за которой общественность «схлестнулась» с бизнесом, окончательно поставлен крест. Администрация Нижнего Новгорода предложила депутатам гордумы вернуть участок, отданный было под водные горки, обратно в перечень озелененных территорий общего пользования (ОТОП). Судя по настрою народных избранников, некоторые из которых были за аквапарк на Автозаводе, а теперь и не вспоминают об этом, возражений со стороны парламента не будет. Таким образом, общественность, отстоявшая парк, может праздновать победу. Проблема лишь в том, что победа эта действительно локальная. Четкой концепции развития зеленых зон в городе как не было, так и нет — а посему от дальнейших подобных прецедентов нижегородские парки не застрахованы.

Договорились с Шанцевым

История эта началась еще в 2008 году — тогда у фирмы «Корос-аква» были деньги и желание освоить данную территорию. Предприниматели легко нашли общий язык с тогдашним губернатором Валерием Шанцевым, которому идея строительства в областном центре аквапарка (ну и еще всяких магазинчиков, которые будут составлять с ним единый комплекс) пришлась по душе. Фирма легко прошла с этой идеей инвестсовет и градостроительный совет, участок был отдан ей в аренду — в общем, все начиналось достаточно благоприятно.

Почему, собственно говоря, речь шла именно о парке, где, конечно же, пришлось бы вырубить деревья? Неужели другой территории не нашлось?

Сам инвестор объяснял свой выбор тем, что на других территориях проект не окупится, ибо только построенный в парке он будет на пути автозаводцев, жаждущих отдохнуть и развлечься. Потому — только парк. И областная власть инвестора очень хорошо поняла, поняла и администрация Автозаводского района в лице тогдашнего главы Автозаводского района Владимира Солдатенкова, приветствовали идею и депутаты городской думы (в частности, авторитетный автозаводчанин Александр Котельников). Чиновники и народные избранники в один голос говорили, что проект принесет сплошные плюсы. Во-первых, в городе наконец-то будет свой аквапарк (о водных горках до сих пор реально мечтают многие нижегородцы). Во-вторых, автозаводский парк преобразится и будет благоустроен за счет инвестора.

Все, в общем, шло поначалу хорошо. Однако на пути к светлой реализации проекта инвестор столкнулся с несколькими препятствиями. По большей части это были всякие юридические, так скажем, обременения, не позволяющие что-либо рубить и строить на данной территории. Ну и без общественного противостояния за территорию дело не обошлось.

Операция по удалению

Препятствие первое — Автозаводский парк (полностью, в том числе и этот участок) был включен в областной реестр озелененных территорий общего пользования. Ну, а на ОТОП рубка запрещена. И вот чтобы этот юридический риф преодолеть, была провернута целая хитроумная операция. Она касалась не только Автозаводского парка, но и других городских оазисов, где намечена вырубка. А оазисов таких тогда, в 2010–2013 годах, набралось предостаточно. Это и парк Пушкина, где Валерий Шанцев задумал разместить новый оперный театр (только недавно, кстати, на этой идее окончательно поставили крест), это Кулибинский парк (его хотели сузить ради расширения улицы Горького), это Сормовский парк (надо было разместить картодром на острове) и так далее.

Как же узаконить вырубку на всех этих участках?

Очень кстати тут пришелся городской перечень озелененных территорий общего пользования — новый документ, разработанный в стенах городской думы. Сам по себе он юридической силы не имеет, но — что очень важно — может послужить основанием для изменения областного реестра озелененных территорий. А вот областной реестр уже имеет юридическую силу.

Зачем же этот перечень (да к тому же еще и «бессильный») тогда понадобился, если уже есть «сильный» региональный реестр?

Городские чиновники и депутаты (в частности, коммунист Перов) объясняли это тем, что в областных документах нет множества зеленых островков/уголков, которые необходимо сохранить. В общем, ради сохранения «зелени» все это и делалось.

В 2013 году депутаты гордумы приняли — впервые в истории городского парламента — пространный перечень озелененных территорий. Приняли не глядя, потому что он пространный. Но очень гордились этим, потому что ну как же, они же природу сохраняют…

Да вот беда — затесались в этом перечне некоторые нехорошие вещи, которые были подготовлены городской администрацией и направлены отнюдь не на сохранение природы, а именно: все городские парки, как и положено, были включены в перечень, да только без тех самых участков, на которых планировалось какое-либо строительство. Не стал исключением и Автозаводский парк: он попал в перечень, но только с «выгрызом», то есть без участка под возведение аквапарка.

Таким образом, областные чиновники получили основание, чтобы убрать этот участок из регионального реестра озелененных территорий. Что и было сделано. Препятствие в данном случае (как и в случае с другими парками-скверами) было преодолено. Далее последовала смена зонирования участка, которая встретила сопротивление на слушаниях, но тем не менее была проведена.

Жителей было не унять

Еще одним серьезным барьером стал статус объекта культурного наследия, которым обладает Автозаводский парк. На территориях с таким статусом строить капитальные объекты запрещено. И тут произошло маленькое юридическое чудо: заказанные застройщиком специалисты-архитекторы (в частности, Ирина Агафонова) выполнили исследование, согласно которому вот именно это место не обладает культурной ценностью и не является предметом охраны. На основе этого исследования было подготовлено постановление областного правительства — и это препятствие было успешно преодолено.

Но главным препятствием были жители. Которым не нравилось, что в парке будут вырублены деревья. Они собирали подписи против строительства (в пику подписям за строительство, которые собрали чиновники Автозаводского района). Они устраивали пикеты и митинги. Они раскопали и растиражировали информацию, что именно в этом месте стояла зенитная батарея, которая сражалась во время Великой Отечественной войны с захватчиками, они устраивали пресс-конференции — в пику пресс-конференциям с участием инвестора. И никак этих активистов было не унять.

В итоге застройщик прошел все необходимые процедуры, преодолел все юридические препятствия, согласовал проект, а в 2014 году получил разрешение на строительство. Но параллельно с этим было возмущение жителей. И, что немаловажно, средства у инвестора «подходили к концу».

А где концепция?

Тогда же был запущен еще один интересный процесс: городская власть затеяла создать концепцию развития парков, ландшафтные архитекторы на безвозмездной основе взялись что-то рисовать и разрабатывать правила… Концепция, прямо скажем, нижегородским паркам нужна. Давно пора соединить возможности городского бюджета, из которого на парки выделяются сущие гроши, и инвесторов (умерив их аппетиты и создав для них жесткие правила). Проходили тогда и обсуждения разрабатываемой концепции… Но она так и не была утверждена. Общественность не сформулировала четко, что она хочет, а архитекторы-создатели, видимо, не смогли договориться ни с бизнесом, ни с чиновниками.

Возвести что-либо в Автозаводском парке фирма «Корос-аква» так и не смогла, и в 2017 году городская администрация не продлила ей арендный договор.

Ну, а на днях данный участок решили вернуть-таки в городской перечень, а там — и в областной реестр озелененных территорий.

Это, конечно, здорово. Но крупной победой это не назовешь, потому что в заложниках у власти остается еще энное количество лакомых участков. При этом по паркам нет ни концепции развития, ни четких правил игры для бизнеса. А значит, угроза застройки может запросто над ними нависнуть. Так же, как и угроза запустения.