Экономика
№ 7 (126), 1 марта 2019 г.

Без конца и без края

Стратегия развития стала толчком к развитию нижегородской бюрократии

Без конца и без края

Фото: government-nnov.ru

«Была проведена огромная работа», — подчеркивает Глеб Никитин, говоря о бесконечном ворохе бумаг в руках у чиновников.

Стратегия развития Нижегородской области, за которую мы дружно голосовали в сентябре, выбирая в пару к ней подходящего губернатора, до сих пор не канула в Лету. 27 февраля состоялось первое заседание экспертного совета по этой Стратегии. И это, уверяют в региональном правительстве, только начало. Настораживает одно: пока все, что касается этой стратегии, ограничивается, по сути, смутными слухами, настолько она остается для простого человека смутной и неопределенной. А все, что относится к ее, Стратегии, реализации, ограничивается бесконечной чередой заседаний. Стратегия словно бы, еще толком не родившись, незаметно уходит из реального мира в область красивых заявлений и бесконечного пиара.

Она не уходит

Изначально скептическому взгляду казалось, что Стратегия по развитию нашего региона, шумно анонсированная новым губернатором, обречена до рождения. Казалось, что вся эта прекрасная возня — не более, чем достаточно заурядный пропагандистский ход, призванный показать избирателю, что на выборы новый глава области идет не голым, как андерсоновский король, а с пакетом неких дельных планов в руках.

И выбирая Глеба Никитина нижегородцы в каком-то смысле не просто выбирают для себя ближайшее будущее, а некое вполне себе определенное будущее. Да вот же оно, посмотрите: красиво разрисовано на дорогой бумаге стрелочками и квадратиками, в которые вписаны гладкие, красивые, призванные внушать оптимизм слова.

Думалось, что на следующий же день после оглашения результатов выборов, в исходе которых, в общем, и безо всяких стратегий никто не сомневался, все эти квадратики и стрелочки будут благополучно забыты, как сыгравший свою роль и уже отжитый реквизит в отработанной постановке.

Похожая судьба, например, постигла аналогичный документ, с которым заходил в Нижегородскую область Валерий Шанцев, заостривший внимание нижегородцев на том, что, заходя, несет с собой портфель с документами, на котором написано про Стратегию развития 2020.

Даже названия у того, что фигурировало в руках у Шанцева в 2005-м и того, чем пленяли электорат пиарщики Глеба Никитина оказалось фактически идентичным. Да и зачем мудрить, выдумывать заново уже обкатанный велосипед?

Ковчег Завета

Однако новому губернатору оказалось мало показать людям схематическое саммари из якобы имеющегося в наличии глобального документа: инициировав голосование не только за собственную кандидатуру, но и за стратегию развития в придачу, он, во-первых, дал понять, что стратегии пишут не какие-то высоколобые, но оторванные от нижегородской реальности академики, но сами нижегородцы. А во-вторых, этим жестом он словно бы легитимизировал это новообразование, придал ему статус некоего коллективно обдуманного, обсужденного и выстраданного Ковчега Завета. Губернатор не зря не устает напоминать, что на этапе разработки главный стратегический документ региона прошел широкое общественное обсуждение.

И вот теперь послушное воле народа правительство обязуется воплощать этот судьбоносный документ в жизнь.

«Отчитываться о реализации Стратегии мы планируем ежегодно», — подчеркнул Глеб Никитин. И в общем, этому веришь. Не столько тому, что жить станет лучше, но тому, что бесконечная череда заседаний, отчетов о выполнении и перевыполнении плана, шумных пресс-релизов будут продолжаться.

Просто потому что мы живем в такое время, время победившего пиара. Когда важна не конкретная работа, а бесконечные слова и заседания о ней.

Нелегок чиновника труд

21 декабря 2018 года правительство Нижегородской области утвердило Стратегию социально-экономического развития региона на заседании кабинета министров. Глеб Никитин представил Стратегию общественности 25 декабря на Нижегородской ярмарке.

Сегодня вокруг Стратегии уже заседает некий экспертный совет.

Совет заседает, планы не устают утверждаться и уточняться, однако сообщается об этом увлекательном для чиновников бумажном процессе так, словно что-то конкретное — не для чиновников, для людей — уже сделано.

«Была проведена огромная работа, но это не повод останавливаться», — подчеркнул на этой неделе Глеб Никитин.

Наверное, так оно и есть: работа кипит. Если иметь в виду не конкретные постройки, дороги, детсады и лечебницы, а нелегкий труд прозаседавшихся чиновников.

Шутка ли сказать:

«В экспертный совет вошли около 500 человек, которые будут работать в девяти проектных комитетах по флагманским проектам Стратегии, в 37-ми подгруппах. Работа предстоит напряженная», — дает пояснения Никитин.

Представляете, сколько воздуха могут сотрясти полтысячи говорящих экспертных мужей?! А вы говорите — работы не видно. Как не видно?! Вот же она: сидим, заседаем!

Договориться между собой о чем-то предметном этим пятистам будет, правда, очень и очень непросто. Но если важен не столько результат, сколько процесс, а также своевременный и должным образом растираживанный рапорт о нем, — тогда, конечно, эти титанические усилия оправданы.

И пусть кто-то там в уголку злопыхает, что вместо того, чтобы отладить работу и без того уже донельзя раздутого правительства, загрузить его конкретными задачами, губернатор плодит еще одну многочисленную структуру с неясными функциями, — пусть говорят!

Процесс будет продолжаться. Если надо — и впрямь без конца.

Этой бесконечности есть свое оправдание:

«Стратегия — это „живой“ документ, который может и должен меняться, не теряя при этом своей созидательной сути», — подчеркивает Глеб Никитин.

Иными словами: ничто не мешает уже обсужденному и, казалось бы, вынесенному к решению плоду коллективного разума внезапно быть вновь отправленным на обсуждение: «живой» документ, видите ли, должен по определение без остановки меняться.

Необходимость вовлечения еще большего числа

Сами чиновники, вестимо, безумно рады новым начинаниям. Вместо чтобы колесить по региону, выполняя непосредственные обязанности предметно, можно назаседаться вдоволь.

Министр экономического развития и инвестиций региона Игорь Норенков отметил, что Стратегия будет реализовываться сложно — в три этапа. Иного мы, признаться, и не ждали: если уж громадье планов, то пусть это громадье будет многоступенчатым.

Председатель Законодательного собрания Евгений Лебедев отметил важность создания многосотенного экспертного совета, «в состав которого, кроме депутатов всех уровней, специалистов вошли представители общественности».

Это, по его мнению, говорит о сближении власти и гражданского общества — того самого, на становление которого у нас настоящие представители последнего теряют уже последнюю надежду.

«Стратегия утверждена, принята, согласована с федеральными структурами, но в нее будут вноситься изменения», — подчеркнул Евгений Лебедев. Конечно, конечно, изменения. Ведь это — «живая, динамичная работа».

Председатель экспертного совета по Стратегии, зампредседателя Заксобрания Ольга Щетинина рассказала, как уже расросшаяся структура будет и дальше плодиться и размножаться:

«Мы предложили членам экспертного совета высказать (…) свое видение по включению в работу дополнительных экспертов. По отдельным вопросам может возникнуть необходимость вовлечения еще большего числа профессионалов», — отметила Щетинина.

Корректировки открорректированного

Возникшая, казалось бы, как предвыборная однодневка, Стратегия развития области превратилась в глобальный проект, который одним своим бурным существованием в море заседаний и корректировок потенциально способен стать неистощимо плодотворным источником демонстрации бурной чиновничьей деятельности.

Заседать, отписывать, нестись с папками по коридорам власти и подыматься с ними же на высокие трибуны — и не только, не сомневайтесь, трибуны нижегородские, ведь должны же знать о местных свершениях Там, — все это создает благодатный фон для того, чтобы утопить человека в утешительном мираже сообщений, заявлений и утверждений, что все хорошо, жизнь кипит, движуха движется…

С чего же начнем?

Полгода уйдут на то, что экспертным советом будут проанализированы региональные государственные программы на соответствие их Стратегии развития, изучен, так сказать, опыт соседей. Но до финала еще далеко: уже сейчас запланированы предложения по их, этих программ, корректировке.

Документ же, повторяем, «живой». Его еще корректировать и корректировать…