Политика
№ 9 (128), 22 марта 2019 г.

Как мэрия миллиард потеряла

Администрация Нижнего не смогла потратить 988 млн на благо города

Как мэрия миллиард потеряла

Фото: vk.com/v_a_panov

Владимир Панов (на фото — слева) на инспекции строительства детского сада на 300 мест на Бурнаковке.

Эти деньги нам словно бы не нужны — хотя на самом деле все мы знаем, что это не так. Деньги эти просто… не получены и не освоены в рамках различных федеральных программ. Дела сегодня обстоят так, что на самом деле Федерация не скупится и деньги по разным программам идут говорливым потоком: осваивай — не хочу. Было бы желание да умение. Которых, похоже, у нынешней мэрии как раз и нет.

Как это делается

Те, кто в теме, знают, что бюджеты в РФ формируют и исполняют по программному принципу. Причем бюджеты всех уровней: федеральные, региональные и муниципальные программы включают в себя всю жизнь территории, забирая большую часть казны.

При этом, как правило, нижестоящие бюджеты как манны небесной ждут поступлений от вышестоящих — в рамках тех или иных программ.

Прохудившиеся крыши, скажем, в Кстове гораздо проще починить, если регион подкинет на это денег. Соответственно, сам регион спешит вписаться в государственные программные схемы.

Это — нормально, хотя и держит нижестоящих в напряжении. Но так уж устроена наша бюджетная практика: центр забирает себе почти все налоги, которые потом делит. Фактически, территории на местах получают то, что заработали сами. Или не получают. Как это сегодня происходит в Нижнем Новгороде.

Важно вписаться в нужную программу, получить деньги и поспешить их грамотно и целевым образом освоить. И вот тут в администрации Нижнего возникают ощутимые проблемы.

Деньги сверху получают не просто так, потому что попросили, а на основании заключенных соглашений, в которых указывают права и обязанности сторон. Мэрии, как правило, обязуются предусмотреть соответствующее финансирование, подготовить земельный участок, если предполагается строительство, разработать проектно-сметную документацию конкретных объектов, заключить договор с подрядчиком. Ну и быть в ответе за то, что расходование средств будет целевым и эффективным.

Объекты, которые предполагают проектировать и строить, описаны в Адресной инвестиционной программе Нижегородской области (АИП НО). Их также на определенном этапе можно увидеть уже в федеральных программах — с указанием сроков исполнения.

Финансирование при этом часто бывает совместным: какую-то долю (иной раз — львиную) выделяет Федерация, какую-то — территория.

Как это делается в Нижнем

На данный момент по Нижнему запланированы к строительству более 30-ти объектов. Все — безусловно, необходимые большому городу.

Однако в АИП Нижегородской области на 2018 год представлены только лишь три (!) объекта, по которым была разработана проектно-сметная документация. В адресной программе на 2019–2020 гг. приведены еще четыре, по которым планировали проект разработать, но… не сделали.

Создалась непонятная стороннему глазу ситуация: деньги дать готовы, однако никто из нижегородских управленцев не шевелит пальцем, чтобы подготовить для них, так сказать, кошелек. Уж и федеральные программы соответствующие исполнены наполовину, а у нас всей подготовительной работы выполнено процентов на десять.

Благодаря наработкам прежних обитателей серого дома кремля, в 2018 году на территории Нижнего строились (или должны быть построены в 2019-м) следующие объекты:

1. По государственной программе «Создание новых мест в общеобразовательных организациях»:

• строительство пристроя к школе № 168 в МР «Сортировочный»;

• строительство школы на 525 мест на территории по пр. Гагарина;

• строительство здания школы в м/районе «Цветы», ул. Академика Сахарова.

2. По госпрограмме «Развитие образования»:

• детское дошкольное учреждение в застройке земельного участка вдоль ул. Бурнаковская;

• капремонт с переоборудованием здания в 12-групповой детский сад по адресу ул. Сергея Есенина, 39А;

• капремонт здания № 2 (ул. Трамвайная, дом № 83) МАДОУ детсад № 453.

3. По госпрограмме «Развитие жилстроительства и господдержка граждан по обеспечению жильем»:

• детское дошкольное учреждение (ДДУ) в границах Анкудиновское шоссе ул. и Академика Сахарова;

• ДДУ по ул. Деревообделочная, 2 в Ленинском районе;

• приобретение жилых помещений (предоставление возмещения) в целях переселения граждан из жилых домов, признанных аварийными.

4. По госпрограмме «Развитие транспортной системы»:

• продление Сормовско-Мещерской линии метро от станции «Московская» до станции «Волга»;

• строительство автодороги общего пользования по Волжской набережной от ул. Бетанкура до ул. Совнаркомовская;

• развитие дорожно-транспортной инфраструктуры в районе стадиона для ЧМ по футболу;

• автодорожные подходы к метромосту;

• реконструкция участков автодорог по пр. Ленина, пр. Октября, пр. Молодежный, ул. Веденяпина со строительством кольцевой развязки.

5. По госпрограмме «Развитие физкультуры и спорта»:

• парк в границах ул. Совнаркомовская, набережная рек Волги и Оки;

• площадки для размещения объектов инфраструктуры для ЧМ-2018;

• строительство регионального тренировочного центра (комплекс трамплинов).

6. По госпрограмме «Охрана окружающей среды»: берегоукрепительное сооружение правого берега р. Волга в м/районе «Мещерское озеро».

7. По непрограммной части:

• Дом правительства области на территории Кремля (1-я очередь);

• вертикальные причальные стенки в границах бывшего центрального грузового района Нижегородского порта.

Ладно там Дом правительства — леший бы с ним. Но детсады, школы, парки, дороги… Жизненно важные для города вещи.

Что же делается?!

Однако все это, можно сказать, уже в недавнем прошлом — по крайней мере, что касается проектирования. И, повторюсь, сделано усилиями былого городского руководства. Но что же сегодня?

А сегодня на территории областного центра ничего не строится по программам: «Развитие здравоохранения на 2013–2020 годы»; «Развитие культуры»; «Энергоэффективность и развитие энергетики»; «Развитие агропромкомплекса»; «Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Конечно, что-то все-таки делается. Хотя перечень объектов, занесенных в региональную АИП на 2019–2020 годы, гораздо более скромен, чем тот, что фактически является заделом на будущее (которое стало нашим сегодня) покинувшей мэрию команды.

Итак:

1. По государственной программе «Развитие образования Нижегородской области»:

• детское дошкольное учреждение в жилом миркорайоне «Мещерское озеро» в Канавинском районе;

• детское дошкольное учреждение на 320 мест на территории по пр. Гагарина (в районе Нижегородской сельскохозяйственной академии) в Приокском районе и детское дошкольное учреждение на 300 мест в застройке земельного участка вдоль ул. Бурнаковская, напротив дома № 26А и Бурнаковского рынка в Московском районе;

• детские сады № 12 «Катюша» (Автозаводский район), № 469 (Нижегородский район), № 434 (Советский район), № 115 (Московский район), № 7 (Канавинский район), № 119 (Приокский район), № 368 (Ленинский район), № 25 (Сормовский район), № 114 (Московский район).

2. По госпрограмме «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на 2016–2025 годы»:

• строительство общеобразовательной школы на 525 мест на территории по пр. Гагарина (в районе сельскохозакадемии);

• строительство школы в м/р «Цветы», ул. Академика Сахарова;

• строительство школы в м/р «Юг» Автозаводского района (2019–2021 гг., проекта нет);

• строительство школы в границах ул. Машинная-Победная в Сормове (2019–2021 гг., проекта нет);

• строительство школы в м/р «Мончегорский» (2020–2021 гг., проекта нет);

• строительство школы в м/р «Бурнаковская низина» (2020–2021 гг., проекта нет).

3. По госпрограмме «Развитие транспортной системы области»: продление Сормовско-Мещерской линии метро от станции «Московская» до станции «Волга».

4. По госпрограмме «Развитие физкультуры и спорта области»: строительство регионального тренировочного центра в Нижнем Новгороде (комплекс трамплинов).

Маловато будет? Вот и в федеральном руководстве решили, что маловато. В результате из ожидаемых 5 млрд руб. Нижний получит лишь 4 млрд.

Так происходит ухудшение ситуации — пока незаметное глазу, но уже ощутимое. Потому что раньше в мэрии такого себе не позволяли. Во всяком случае, не бросали на дороге целый миллиард рублей.

Что же это: неумение взять то, что свалится прямо на голову? Такое, что приходится возвращать деньги обратно.

А это как минимум риск, что в следующий раз (например, когда у города будет другой руководитель) могут уже и не дать. А дать тому, кто свой шанс не профукает.