Политика
№ 12 (131), 12 апреля 2019 г.

Господин Транспарентность

Что стоит за слухами об отставке Владимира Панова с поста главы Нижнего Новгорода

Господин Транспарентность

Фото: vk.com/v_a_panov

По слухам, глава Нижнего Новгорода Владимир Панов (на фото — слева) на совещании у губернатора в ответ на критику в свой адрес взялся «поучать» первое лицо региона.

Слухи об отставке Владимира Панова с поста главы Нижнего Новгорода стали гулять в политическом пространстве с первых месяцев после его избрания, которое — и это ни для кого не секрет, — было на самом деле назначением. Почва для этих слухов вызревала не потому, что такой отставки требовала политическая конъюнктура — как раз наоборот. Просто Панов слишком мало сделал, чтобы доказать: в мэрском кресле он находится на своем месте. Ведь серьезного опыта в управлении городом у него не было, хотя предпринимательский и депутатский опыт имелся. На этой неделе подобные слухи обрели новую силу: интернет полнится намеками, что сегодня Владимир Панов близок к отставке как никогда ранее. Тем не менее, слухи остаются слухами. Мы же, горожане, можем только, оставаясь рядовыми наблюдателями, а не, скажем, его избирателями (поскольку у нас нет прямых выборов мэра) оценить: стоит ли Владимир Панов своего места? Нужно ли оставить его в кабинете главы города?

От таких предложений не отказываются

Панова на его нынешний пост выбирал не народ, а депутаты горДумы, которые пребывали на тот момент в таком положении, что не были способны отказаться от предложений свыше, которые им делали. На Панове остановили какой-то высокий выбор на уровне явно выше губернаторского, не достаточно к тому времени ориентирующемся в нижегородском политическом пространстве.

Да и сама конфигурация такого выбора казалась вполне логичной. Молодой технократичный глава области в этом построении вполне гармонировал с молодым технократичным главой областного центра. Оба вполне вписаны в систему и, казалось, самой судьбой предначертаны друг другу и жителями региона.

Свой пресловутый технократизм Владимир Панов в самый момент своего появления на вершине нижегородского Олимпа лишний раз подтвердил умением впопад и невпопад повторять сложные, красивые, модные технократические слова и даже вошел в нижегородский политический фольклор как «мистер Транспарентность».

Панов охотно поддержал и готовность транслировать в общество едва ли не главный губернаторский тренд — демонстрацию открытости власти настолько, что на работу в руководящие структуры в буквальном смысле зазывают людей с улицы. (Само слово «транспарентность», как все мы знаем, означает открытость.)

Однако транспарентность самого Глеба Никитина, которая, конечно, как и аналогичное свойство Панова сильно отдает показухой, оказалась все-таки более структурирована. Никитин воплощает в жизнь проект «Команда» — прежде всего, это «Команда правительства», в которое через гребенку конкурсов набирают кадры для областной администрации. По большей части, правда, речь идет о некоем кадровом резерве, который неизвестно будет ли когда-нибудь всерьез востребован властью, но тем не менее.

Панов же приглашает людей в свою администрацию буквально первых попавшихся, и делал это на встречах с населением, которые, в свою очередь, тщательно культивирует. Эти встречи должны были послужить сигналами о том, что мэр открыт полностью. Однако на деле все выглядит, словно беспомощный градоначальник, от которого разбежались в первые месяцы все замы, просто не знает, кого еще пригласить работать.

Тут на помощь снова приходит губернатор: на этой неделе было заявлено, что благодаря работе «Команды правительства» Глеба Никитина для работы в мэрии из 72 участников конкурсов тщательно отобраны 11 человек кадрового резерва на пост замглавы города. Теперь задача Панова определиться наконец, что же с этим богатством делать.

Этапы небольшого пути

Провести скрупулезный анализ мэрского правления в одной статье сложно — скорее, он складывается из всего ряда публикаций, которые «СП» посвятила Владимиру Панову. Напомним вкратце основные моменты.

Приведенный выше пример — не единственный, который показывает, что в вопросах управления городом губернатор оказывается эффективнее мэра. Собственно говоря, сегодняшние слухи о том, что Панов сделал на этой неделе достаточно длинный шаг к отставке появились после якобы имевшего место быть инцидента в ходе оперативного совещания у губернатора. Никитин в очередной раз указал Панову на недочеты в муниципальном управлении; речь шла о том, что муниципалитет отстает в вопросах строительства школ в городе. На что Панов якобы в ответ «взялся поучать губернатора».

Провоцировать подобные разговоры с начальством, как известно, чревато. Однако не будем думать, что губернатор столь мелочен, что скор на расправу в ответ на дерзости. Слухи об отставке Панова питают более основательные выводы, которые может сделать глава региона по итогам работы подчиненного.

Итак, Панов не мог в течение года определиться с собственной командой — в отличие от команды губернатора. За этот же период глава области и его люди разработали, вынесли на всеобщее обсуждение, подвергли «легитимизации» в ходе сентябрьских выборов и начали реализовывать документ, претендующий на звание конкретного плана работ по региону — Стратегию развития области. Владимир же Панов за 14 месяцев своего правления в Нижнем не создал ничего стратегического — даже, кажется, и не приступал.

Глеб Никитин привлекает в регион инвесторов, иной раз — весьма внушительных. Чего, например, стоят соглашения с «Газпромом» о газификации районов области и строительстве газовых магистралей или обещание «ЛУКОЙЛа» привлечь в регион 1,5 $ млрд.

Относительно Панова мы уже неоднократно отмечали в публикациях, что к инвесторам в областном центре отчего-то относятся скорее агрессивно (!), чем доброжелательно. Так, словно контролировать и присваивать для мэрии важнее, чем развивать.

Напомним лишь, что, например, в сфере общественного транспорта мэрия ведет настоящую войну с частниками — владельцами «маршруток». А в сфере благоустройства города частные подрядчики активно уступают место единому муниципальному Центру благоустройства, который, как показали зимние снежные завалы, слишком неповоротлив и нерасторопен. В части содержания дорог все отдано на откуп МП «РЭД», а о скандальном доминировании ЕЦМЗ в сфере детского питания говорили повсеместно и неоднократно.

Или один из последних примеров — из области строительства жилья. 29 марта на встрече с жителями Московского района Владимир Панов не захотел пообщаться с одним из застройщиков — ООО «РЗТ» (Реконструкция Застроенных Территорий), — несмотря на его просьбу. Зато спустя всего несколько дней «РЗТ» уже включена в реляции мэрии: якобы застройщик этот расселит аж целых девять домов в границах улиц Страж революции, 50-летия Победы и Никонова.

В целом же строительная политика такова, что в то время как мегаполис нуждается в большом количестве кв. м жилья, застройщики в Нижнем еле сводят концы с концами — за исключением двух-трех, которые каким-то (каким?) образом находятся на более или менее привилегированном положении.

Но при этом — это важно отметить — проблемами обманутых дольщиков в Нижнем занимается не кто иной, как губернатор — это даже особым образом прописано в его Стратегии развития региона.

О том, как неумело город участвует в федеральных программах, «СП» писала недавно. Напомню, речь идет о том, что город обязан лишь подготовить необходимую документацию, чтобы бюджет страны выдел ему деньги на строительство детсадов, школ и т. п. Однако мэрия не смогает готовить документы вовремя — и в результате лишь в недавнее время порядка миллиарда рублей пришлось Федерации вернуть — не смогли освоить!

Наконец, неоднократно приходилось говорить об эффективности расходования бюджетных средств. Несколько свежих примеров — из сферы общественного транспорта.

Выясняется, что на транспорт мэрия расходует средств больше, чем на культуру, социальную политику и спорт вместе взятые — в текущем году запланировано потратить 2 млрд 303,6 млн рублей. Это — вторая по затратности статья расходов после образования. Деньги год от года, словно в «черную дыру» продолжают сваливаться на содержание трех муниципальных предприятий — «Нижегородпассажиравтотрас», «Нижегородэлектротранс» и «Нижегородское метро», в то время как по крайней мере два из них, по оценке специалистов, автобусное и трамвайно-троллейбусное, можно было бы при желании и умении вывести в прибыльные.

О причинах поговаривают разное.

Резюме для мэра

Подводя итоги, предлагаем каждому читателю постараться ответить на вопрос: достиг ли Владимир Александрович Панов каких-либо успехов (и каких) в кадровой, социальной политике, в части стратегического планирования, в плоскости оперативного управления, в сфере привлечения инвестиций, в области эффективного расходования средств? И по нему ли шапка?

Хотя решать это, конечно, предстоит его руководству, каким бы высоким оно ни было.