Политика
№ 53 (1467), 22 мая 2009 г.

Системный удар по МСУ

Слухи о переносе выборов с октября 2010 года на март 2010 года дестабилизировали ситуацию в муниципалитетах. Практически везде главы городов и районов, депутаты гордум и земских собраний против переноса выборов. Многие считают, что речь идет о системном ударе по местному самоуправлению.

Три способа, и все плохие

Есть федеральный закон о гарантиях избирательных прав граждан. Этот закон дает примерно такую трактовку: выборы проводятся в марте, но в ряде регионов есть свои особенности, которые позволяют проводить выборы в октябре. Негласное указание гласит, чтобы в 75% регионов выборы проходили в марте. Вот отвечающий за политику руководитель аппарата губернатора и правительства Анатолий Силаев и старается вписать Нижегородскую область в эти 75%. Хотя у нашего региона есть свои особенности, которые позволяют провести выборы в октябре 2010 года. Силаевская структура старается еще и потому, что у губернатора Валерия Шанцева тут, очевидно, есть свой интерес.

Перед Анатолием Силаевым и его подчиненными стоит задача переноса выборов. Ее можно решить тремя способами. Первый состоит в том, чтобы доказать, что Нижегородская область подпадает под мартовский срок в рамках федерального законодательства. Однако такую зацепку в ФЗ найти не удается. Если только не назначить выборы в марте, но… 2011 года. Что устроило бы практически всех, кроме Шанцева с Силаевым, которые хотят выборы мэра Нижнего Новгорода провести раньше, чем начнется процедура согласования кандидатуры губернатора на срок с 2010 по 2015 годы.

Главам МСУ некомфортно не только внутри своих муниципалитетов, где их полномочия чуть ли не подвергаются сомнению. Некоторые из них хотели бы большей определенности в отношениях с областью

Второй способ состоит в том, чтобы муниципалитеты добровольно перенесли свои выборы с октября 2010 года на март 2010 года. Однако муниципалитеты этого не хотят. Более того, там спешно записывают в свои уставы проведение выборов в октябре. В частности, такая запись есть в Уставе Нижнего Новгорода. Ходят слухи, что тем, кто последовал за областным центром, грозят из регионального правительства: будете вносить такие изменения в Уставы без согласования с нами — откажем в финансовой поддержке.

Третий способ состоит в том, чтобы принять соответствующий областной закон, где записать, что выборы проходят в марте. Но пока Нижегородская область к этому якобы не готова. Это явно вобьет клин между областью и районами. Опытный Валерий Шанцев это понимает и якобы даже несколько притормаживает силаевское ведомство, которое «поддавливает» руководство районов.

Работать или готовиться к выборам?

Перетряхнуть местное самоуправление на предмет модернизации — идея-фикс областного руководства. Если бывший заместитель губернатора Сергей Потапов, отвечавший за политику, больше говорил, чем делал в этом направлении, то нынешний главный политик, Анатолий Силаев, более активен. Между тем, местное самоуправление и так находится в смятении.

Помимо переноса выборов, постоянно речь идет об изменении схемы избрания глав МСУ. Предлагается избирать их на городских думах и земских собраниях, наделяя постом председателя представительного органа. А оперативное руководство будут осуществлять назначенные по контракту главы администраций или так называемые «сити-менеджеры». Это напрягает действующих глав МСУ. Куда им податься: в главы МСУ или в сити-менеджеры? Недовольны и председатели гордум и земских собраний. Как правило, это опытные и знающие люди. Они в новой схеме лишние. И что им делать? Участвовать в борьбе за пост главы МСУ или искать себя в другой сфере? Кроме того, недовольны и рядовые депутаты, которым не только сокращают срок полномочий больше чем на полгода, но и запускают на выборы в посткризисное, а то и кризисное время.

Несмотря на декларации об усилении контрольных функций гордум и земских собраний их роль ослабевает. Сити-менеджеры будут ссылаться, предлагая свои решения, на то, что это совпадает с мнением губернатора или областного правительства, и как депутатам на местах на это реагировать? Сейчас они на комиссиях могут затормозить то или иное предложение, и разумный глава снимет вопрос. С сити-менеджерами этого не получится.

Это давление на МСУ усугубляет те внутренние противоречия в местном самоуправлении, которые порождены ФЗ 131. А именно конфликты между главами районов и главами райцентров по имущественным и финансовым вопросам, а также по разделению полномочий. Судя по всему, кому-то хочется поиграть на всех этих противоречиях между главами МСУ и сити-менеджерами, главами районов и райцентров.

Главам МСУ некомфортно не только внутри своих муниципалитетов, где их полномочия чуть ли не подвергаются сомнению. Некоторые из них хотели бы большей определенности в отношениях с областью. Приходилось слышать такую точку зрения глав городов и районов. Хотелось бы принять решение об участии в перевыборах не до, а после согласования кандидатуры губернатора Нижегородской области. Не каждая фигура на посту губернатора стимулирует глав МСУ на перевыборы. С кем-то ряд серьезных глав просто не захотят работать в нынешних напряженных условиях. Поэтому март 2010 года для них неприемлем, а оптимальным является октябрь 2010 года. Устроил бы их и март 2011 года, чтобы уйти от юридических споров в дальнейшем.

Все только и обсуждают тему переноса выборов: сейчас нужно работать или готовиться к выборам в марте 2010 года? Может быть, губернатор Шанцев четко и ясно объяснит свою позицию без ссылок на самостоятельную активность некоторых своих подчиненных?