Общество
№ 53 (1611), 21 мая 2010 г.

«Люди ищут взгляда, а не факта»

«Люди ищут взгляда, а не факта»

На заседании «Нижегородского пресс-клуба» речь, наконец-то, зашла собственно о средствах массовой информации. Тема дискуссии, развернувшейся между экспертами, — «Масс-медиа: образы будущего».

Кстати, это заседание стало юбилейным — со дня образования «Нижегородского пресс-клуба» прошёл год. Редакция «Новой» в Нижнем» поздравляет наших партнёров с юбилеем!

Владимир Лапырин: Думаю, что какой бы сегодня ни была журналистика, в основе остается информация. Когда говорят, что журналист — тот, кто пишет или снимает, наверное, это не до конца так. Журналисты — те, кто добывают информацию, доносят ее до читателя. Информации сегодня, как и СМИ, очень много, но не всегда это информация нужного качества, интересная читателю. Какими бы ни были носители, основа журналистской профессии — добыть информацию. И неважно, где и как ее потом передавать. Поэтому, думаю, мы без работы не останемся. Конечно, новые электронные средства внесли изменения в наше сознание. На заре появления Интернета автор первой в России книги о маркетинге, приехав в наш город, постоянно «докапывался» до различных изданий с вопросом «Есть ли у вас Интернет?». И тогда многие были не в курсе нового технического явления. А у нас электронная версия существует уже очень давно. Сайт «Биржи» существует много лет и сегодня занимает 15?е место среди 152 издательских домов по рейтингу Яндекса. Мы были первым местным издательским домом, который привез в Нижний федеральные издания. Четыре года сотрудничали с «Ведомостями». Это сотрудничество дало очень много. Дело не только в технологиях, присущих «Ведомостям», но и в подходе, во взгляде на жизнь. Осмысление информации — очень важная сторона работы журналиста, которую я бы противопоставил всяческим техногенным суждениям, звучащим сегодня. Появившиеся в свое время телевидение и радио не отменяли того, что было создано до них. Думаю, бумажный носитель будет еще долго радовать читателя, а электроника нам только поможет добывать информацию.

Максим Трудолюбов: Расскажу основные впечатления об американских СМИ.?Это примерно то, что будет у нас через некоторое время. В США много медиа. Один из способов смотреть на происходящее состоит в формировании особой установки. Старая экономика СМИ — экономика содержания — уже умерла. Это то, в чем мы, по большей части, существуем до сих пор. Лучше всего это работает у информагентств. Например, «Блумберг». Они продают содержание с помощью компьютерных терминалов, которые устанавливают на столах своих потребителей. Таким образом они обладают и информацией, и каналом ее ­распространения, и все это они продают. Примерно через две минуты информация с ленты «Блумберга» переходит в Интернет, где уже ничего не стоит, поскольку на ней уже все заработали. Очень мало, какие СМИ могут так, напрямую продавать информацию. Красивый текст про Нижний Новгород или Москву практически невозможно продать, потому что он никому не нужен для зарабатывания денег. Поэтому все то, что существует не от продажи информации, существует за счет рекламы или спонсорства. Рекламный рынок в США также уже поделен, на нем присутствует несколько крупных, успешных изданий, например, Wall Street Journal, который также занимается деловой информацией, или журнал The Economist. Структура прибыли у остальных весьма размыта, и получилось это за последние годы во многом из-за развития поисковых систем. Например, компания «Google» сумела перетянуть на себя большую часть доходов, которые раньше получали другие СМИ.?Бесплатность информации — это в большей степени заслуги (или вина?) «Google». У компании есть серьезные противники, например, Руперт Мердок, владелец медиа-империи, куда входят ТК «Fox», Wall Street Journal, лондонская The Time, пытается с этим бороться.

Второй тип экономики, который должен возникнуть,?— это линк-экономика, то есть продажа линков. Здесь рынок захвачен сетями, такими, как «Google», и даже в США пока неясно для СМИ, в какую сторону пойдет развитие. В этой области проходит настоящая битва между издателем Мердоком и «Google».

Есть еще один вариант развития рынка СМИ: распространение информации через мобильные устройства, в особенности — i-Pad. Возможно, в будущем они значительно повлияют на развитие экономики СМИ.?Тогда, вероятно, журналистика будет более платной. Процесс идет очень бурно. Многие издательства пытаются создавать платформы для продажи газетного содержания через такие устройства. Но пока ситуация такова, что определяющей является инфраструктура. Оборотная сторона этого — закрытие СМИ, увольнение талантливых, профессиональных журналистов. По сути, угроза свободы слова пришла с рынка.

Андрей Кияшко: Телевидение, самый массовый канал распространения информации, в плане информационной составляющей находится в плачевном положении. Кроме того, есть общая тенденция, что падают тиражи изданий. На американском рынке — от 1,5?% до 30?%. На российском рынке этот тренд ниспадающий. Одно из объяснений — информационный рынок ушел в Интернет-издания. Есть и противоположное мнение: мы находимся в состоянии информационного голода, люди начинают брать информацию из Интернета, так как ТВ и радио как информационные каналы пустуют. Исключение — единицы: «Эксперт», «РБК». Конкуренция между печатными СМИ в такой ситуации усиливается, именно за счет борьбы за качество информационных материалов. У «Коммерсанта» есть падение тиража — и это объясняется высокой ценой. Однако у нас нет мнения, что Интернет является «убийцей» печатных СМИ.?При существующих опасностях падения тиража и смещении акцента в Интернет, качество информации все-таки остается очень важным. Текущая ситуация на телевизионном рынке, по нашему мнению, будет способствовать стимулированию роста интереса к печатным изданиям содержащим социально-политическую, деловую информацию, при смещении социально-активной части аудитории в зону Интернета. В качестве примера могу привести газету «Самарское обозрение», которая занимает достаточно серьезную позицию на рынке. Несколько дней назад они сделали платную подписку на свою информацию в Интернете, то есть если читатели хотят дочитать до конца все новости на сайте, они должны их как-то оплатить. У меня есть серьезные сомнения, что такие проекты сегодня будут иметь успех. Основная проблема — отсутствие внятных способов оплаты, быстрых и удобных для потребителя.

Развитие мобильных способов оплаты сегодня находит преграду в российском законодательстве. У сотовых операторов уже несколько лет есть проект мобильной коммерции, который на сегодняшний день не имеет особого продвижения. В принципе, между SIM-картой и чипом банковской карты нет особой разницы — это способ идентификации. Но для того, чтобы заплатить с телефона за что-либо, нужно решить проблему с российским законодательством, по которому все деньги, получаемые операторами мобильной связи, являются авансом за услуги связи и ничем более. Не нужно забывать, что Америка тотально сидит на системе электронных платежей. Человек спокойно, моментально и просто может заплатить за все что угодно со своего электронного счета. В Японии с помощью своего мобильного телефона можно пройти через турникет в метро, и деньги автоматически списываются как раз с телефона. Российское законодательство пока не позволяет таких вещей.

С одной стороны, это меня радует как представителя бумажной газеты. С другой стороны, мы готовимся к тому, что в скором времени электронные СМИ будут влиять на количество изданных и проданных газет бумажных, но для этого необходимо в первую очередь решить проблему способов оплаты информации.

Дмитрий Смиркин: Я как потребитель могу сказать, что мне неудобно покупать газеты с вчерашними новостями, перепечатанными с информационных лент, которые я могу посмотреть в сети. И поэтому, используя Интернет, я как минимум на день раньше в курсе тех событий, которые завтра будут напечатаны в газетах. По итогам 2009 года, активными пользователями сети Интернет в России являются примерно 40—45 миллионов человек. Темп роста феноменальный. Это говорит о том, что электронные средства массовой информации будут развиваться.

Интернет — это свободное пространство для свободных журналистов, которые ищут информацию и более того способны эту информацию транслировать вовне. Сегодня у пользователей Интернета есть уникальная возможность сравнивать и самостоятельно анализировать информацию, причем не только российских, но и мировых СМИ.?Информация становится доступнее, и не нужно этого бояться. Людям важна ­информация: качественная, актуальная, оперативная. Здесь главное не форма, а содержание.

Александр Городзейский: Я почти четыре десятка лет делал газеты и сейчас работаю в Интернет-издании. Причем я призываю всю молодежь бежать из газет. Журналистика должна придти в Интернет. Пока ее там нет. Газеты держатся за счет брендов сегодня. В Интернете много мусора, но и в газетах его не меньше. На журналистском уровне забыли о том, что информацию главное осмысливать, а не просто показывать. Если удастся перенести конкуренцию качественной журналистики в Интернет — развитие само пойдет. Люди научатся искать и выбирать качественную информацию.

Илья Осипов: Слушая выступления представителей печатного рынка, у меня возникло ощущение, что я сижу на коллегии писцов, которые протестуют против печатного станка. Я вас призываю не воспринимать новые явления в негативном ключе. Когда приходят новые технологии, именно они становятся центром своей эпохи. Кто сейчас помнит писателей, живших во время появления печатного станка? Теперь общество живет в информационную эпоху, когда Google становится центром общественного внимания. Да, будут «перегибы», более того — задается новый формат: в Интернете никто не хочет читать длинные статьи, максимум два-три абзаца — и пойти дальше, при этом еще посмотреть картинки. Может быть, в самом страшном варианте, качественной журналистике не станет места. А может… Один из сторонников отмены авторских прав заявил как-то, что информация стремится быть бесплатной. Думаю, что со временем информация станет не просто бесплатной, она будет иметь отрицательную стоимость, а ценность будут представлять те, кто предоставляет фильтры для ее сортировки. Время человека ограничено, а информации — масса. В этом смысле Google — пример того самого фильтра информации, ее очистки от белого шума, которого в сети терабайты терабайт.

Михаил Денисов: Профессиональная журналистика в борьбе за доступ к читателям проигрывает в коротких сообщениях гражданской журналистики, которая развивается благодаря развитию же Интернет. Если говорить о портрете современного пользователя Интернет, достаточно зайти на портал Chatroulette. Его создатель — 16-летний школьник. Смысл проекта в том, что на этом сайте можно пообщаться с любым случайным пользователей в любой точке мира. Зайдя на него и начав выбирать случайных собеседников можно увидеть портрет современного пользователя: кого там только нет!

Игорь Чурдалев: Я могу говорить компетентно о каналах донесения информации с позиции потребителя. Для меня как для потребителя удобнее всего иметь какую-нибудь «таблетку» макентошевскую, куда я могу закачать и Биржу Лапырина, и «Коммерсант», и смотреть это все, где мне нравится, а все остальное решается с помощью качественной туалетной бумаги. Господа, произошла не просто смена технологий: она происходит регулярно. На самом деле произошла информационная революция. В чем ее природа? Главной является не сама информация, а инфраструктура. И еще. Мы на сегодня имеем два типа журналистики: заказную, которая отражает строго проплаченные интересы политических, деловых кругов, и собственно журналистику, которая занимается сбором достоверной информации, сохраняя священное право личности на ее трактовку. Самым ценным является не столько собрать информацию, а умение ее правильно интерпретировать. Верят не фактам, а мастерству журналиста, который смог правильно все преподнести Мастеру. В огромном потоке информации люди не знают, что с ним делать, и тянутся к тому, кто может трактовать, интерпретировать, не навязать своем мнение, но дать оценку, аргументировано выразить свою позицию. Что произошло: резкое увеличение центров индукции информации. Обама ведет Твиттер, Уго Чавес завел на прошлой неделе. В этом смысле самое читаемое не новости, а ЖЖ.?Люди ищут взгляда, а не голого факта. Вот за чем будущее журналистики. И мастера этого взгляда и будут определять влияние на ту мизерную часть населения, на которую можно повлиять. Потребителей информации на самом деле около 2?%, потребителей смыслосодержащего контента. Основной контент — это сайты знакомств, порно, музыка, анекдоты. Тех, кто читает аналитику, немного. Они смотрят официальную точку зрения, а потом ищут альтернативу. Тогда возникает ощущение, что человек прорывается к объективной картине мира. Такая возможность возникает с Интернетом. Пройдет еще немного времени, и талантливый интернетчик — ведущий ЖЖ — сможет перекрывать по охвату читателей многих газет.

Владимир Лапырин: Могу сказать, что и в печатных СМИ есть такие «властители дум», которые называются колумнисты. Их печатают не на первой полосе, но читают именно как носителей позиции.

Максим Трудолюбов: Интересно и важно читать тех, кто является компетентными по высказываемым вопросу и у кого к этому есть мотивация. Ему никто не платит за то, что он говорит, и он знает о чем, он говорит.

Владимир Лапырин: Некоторые идеологи Интернета начинают говорить о том, что Интернет — третья сигнальная система. Первая — речь, вторая — письменность.

Владимир Пронин: Особенность информационного общества будущего в том, что информация изменяется качественно. Все большее значение приобретает содержание той информации, которая проходит через Интернет. Это связано с леностью ума. В российской журналистике идет тенденция изживания жанров, упрощения. Например, очерков практически нет, все большее значение приобретает иллюстративность и только потом — осмысление. Основной фактор информационного общества заключается в свободе оценки.

Игорь Чурдалев: Мы первое поколение из живущих на планете людей, над которыми в качестве инструмента регуляции или саморегуляции не довлеет страх или голод. Есть одно — информация. Лет 20 российское общество к этому шло. Информация правит миром, и в этом главное определение информационного общества.

Эксперты заседания

Юлия Абышева, начальник Службы по связям с общественностью Нижегород­ского филиала ОАО «ВолгаТелеком»;

Татьяна Антропова, литературный редактор ИД «Красивые люди»;

Александр Городзейский, обозреватель «ФедералПресс.ру» по ПФО;

Елена Гулевских, заместитель директора РИА «Время Н»;

Михаил Денисов, руководитель Ниже­городского клуба маркетологов;

Андрей Кияшко, генеральный дирек­тор ИД «Коммерсант в Нижнем Нов­городе»;

Владимир Лапырин, генеральный директор ИД «Биржа Плюс»;

Илья Осипов, директор интернет-компании www.nnov.ru;

Дмитрий Подковырин, заместитель директора Центра экологических инициатив.

Владимир Пронин, преподаватель кафедры журналистики ННГУ им. Н.?И.?Лоба­чев­ского;

Дмитрий Смиркин, директор по связям с общественностью компании «МегаФон-Центр»;

Максим Трудолюбов, редактор отдела комментариев общефедеральной газеты «Ведомости»;

Игорь Чурдалев, директор студии «Горький-НН»;

Александр Судаков, координатор Нижегородского пресс-клуба


блиц

Юлия Абышева: Сложный вопрос: что важнее — цифра или буква. Буква нас когда-то учила культуре, а цифра помогает оперативно и зачастую бесплатно получать информацию.

***

Максим Трудолюбов: Я рад, что все, кто работает в СМИ, понимают важность борьбы против монополии на информацию, что есть движение в сторону открытого общества. Сейчас много информации находится в закрытом состоянии. Россия — одна из немногих стран, где отсутствует закон об инсайдерской информации. Значительная часть крупного бизнеса построена на доступе к государственной информации. Миссия любого журналиста состоит в том, чтобы постепенно двигать общество к тому, чтобы такие вещи были недопустимы.

***

Сергей Дресвянников: Смысл журналистики как социального института состоит в ускорении информационного метаболизма общества. Менялись технологические парадигмы, но смысл оставался один: журналисты должны нести те представления, которые отражают реальность. Что бесспорно: нужны профессионалы и грамотное администрирование.