Культурный слой
№ 41 (1889), 14 апреля 2012 г.

Долго будет Финляндия сниться…

Долго будет Финляндия сниться…
С 14 по 18 марта на двух площадках — в «Орленке» и Арсенале — скромно, но красиво прошли Дни культуры Финляндии в Нижнем Новгороде

Так как принимающей стороной являлись Анна Гор и особенно Павел Милославский, то и нет ничего удивительного в том, что 90% программы составляло самое новое финское кино. Присутствие на открытии атташе по культуре посольства Финляндии в России Кирси Поповой добавляло статусу мероприятию, а тому, как она прекрасно говорила по-русски могли бы позавидовать и некоторые отечественные политики. Такая языковая доступность «спровоцировала» и некоторые неформальные вопросы к уважаемой гостье на пресс-конференции в Арсенале. Г-жа Попова со скандинавской добросовестностью ответила на все (правда, на некоторые — не без улыбки). Так что журналисты почерпнули неформальные же сведения. Что, оказывается, Финляндия не такая уж богатая страна, чтобы позволить себе хотя бы намек на голливудские блокбастеры, поэтому авторское кино превалирует, а искусство в целом выигрывает. Что Ума Турман вовсе не финка. Что стебный мини-сериал про «особенности русских охот и рыбалок» совершенно не известен в Финляндии — любят там шведское и английское кино, а Гай Ричи более известен, чем Сокуров.

В общем было познавательно.

Из четырех фильмов, представленных в Арсенале, на меня сильное впечатление произвел «Август» режиссера Оскари Сиполы. По сюжету о движущемся герое лента чем-то напоминает годаровскую «На последнем дыхании», если только исключить криминальную линию. Отсюда и общая тревожная интонация уступает место щемящей тоске ожидания чуда и одновременно страха перед ним. «Незапланированная» любовь — это всегда испытание для личности, тест на идентификацию. Она может открыть в человеке такое, о чем он полжизни и не догадывался. Шекспировский сюжет здесь несколько «сужен» — ни условности, ни клановая вражда не стоят на пути двух влюбленных. Да и взрослая девушка Юли не восторженна и наивна, а доступна и загадочна. Герои более любопытны друг другу своей неожиданностью, а для старшеклассника из «хорошей семьи» Эко это вообще первый шаг во взрослую жизнь. По ходу действия он теряет машину, забывает поливать цветы, но привыкает к мысли об ответственности за другого человека.

И конечно, третьим героем фильма является природа Финляндии: невероятно чистые леса, экологичные озера и образцово-показательные автомобильные дороги.

Не менее неформальным и информационно насыщенным оказался буклет «Портрет Финляндии». Из него можно почерпнуть просто удивительные сведения. О том, например, что «чаще всего президент (кстати, женщина, по имени Тарья Халонен. — Прим. авт.) и правительство принимают единодушное решение, но если единого мнения достичь не удаётся, за официальное принимается мнение правительства». Что «электроника, выпускаемая Nokia, первые 17 лет была убыточной». Что «на финской монете в 1 евро изображены символы природы — лебедь и ягоды морошки».

Sauna, sisu, Sibelius — удачный набор символов нации. Композитор Жан Сибелиус спроектировал сауну для своей семьи, именно в сауне, вероятно, к нему приходило вдохновение. Sisu — финское слово для определения упорства, воли, упрямого стремления к цели. Или в наше время это просто пастилка, подслащенная ксилитом. Koskenkorva — брендовая финская водка, которая продается компанией Alko, государственным монополистом. Последние годы Финляндия — лидер статистических таблиц. Для неё характерны две черты: урбанизм и повышение благосостояния граждан. Финляндию не зря называют страной инженеров, помешанных на технологиях. Однако и в цифровую эпоху финны очень ценят природу, чистоту, экологию. Тишина озерного пейзажа, запах курной бани, грубая поверхность хвойных деревьев, скрип снега, ранние лучи весеннего солнца и первый черничный пирог летом всегда будут истинным и мифическим источником силы финского характера.