Новости бизнеса
№ 93 (2380), 27 августа 2015 г.

Теплогенераторы на отработанных маслах обогреют автосервисы

Экологическая проблема утилизации отработанного машинного масла остро встала в России в полсденее время, а до этого в развитых странах. Затраты на утилизацию растущего объема отработанных масел заметной статьей расходов ложились в бюджет автосервисов. Использование масла для отопления помещений стал экономически и экологически эффективным решением проблемы отработки.

На текущий момент в развитых странах мира и России популярны следующие системы отопления автосервисов теплогенераторами на отработанных маслах:

  • высокотемпературное (радиаторное) отопление двухконтурными водогрейными котлами на отработке с подогревом воды для хозяйственно-бытовых нужд. К преимуществам следует отнести возможность поддержания стабильной высокой и равномерной температуры в помещениях СТО, к недостаткам – значительную инерцию системы, что обуславливает сложность вывода в оптимальный температурный режим после выходных или ночного времени, а значит и необходимость круглосуточной работы котлов, малую эффективность управляемости температурными режимами в помещениях различного назначения и большие расходы топлива. Кроме того, даже самые прогрессивные котлы на отработанном масле сегодня имеют КПД не более 85-87%, что на порядок больше аналогичного показателя твердотопливных котлов (на угле или дровах), но меньше коэффициента полезного действия конденсационных котлов (порядка 97%);
  • отопление водогрейными котлами с дополнительным теплообменником на выходе канала дымогарных газов. При оборудовании дополнительным теплообменником эффективность любой печи на отработке существенно возрастает – КПД целевых водогрейных котлов на отработанных маслах достигает уровня конденсационных котлов, а эффективность работы всей системы отопления в целом увеличивается за счет обустройства низкотемпературного панельного отопления. К достоинствам таких систем относят возможность использования в различных помещениях или зонах одного помещения высокотемпературного и низкотемпературного отопления, а также существенное повышение КПД водогрейного котла за счет использования теплоты уходящих дымогарных газов. Недостатки таких систем практически аналогичны недостаткам высокотемпературного отопления водогрейными котлами на отработке, хотя эксплуатационные затраты на отопление более низкие за счет повышения эффективности работы отопительного оборудования;
  • системы отопления с воздухонагревателями на отработке, где воздухонагреватели используются для зонального подогрева воздуха в помещении. Достоинства – быстрый и эффективный локальный нагрев рабочих зон без расхода тепловой энергии и топлива на отопление нерабочих помещений, недостатки – неравномерность температур в помещениях СТО, которая может стать критической в сильные морозы;
  • комбинированные системы с водогрейными котлами и воздухонагревателями, в которых водогрейные котлы используются для формирования температурного фона в пределах автосервиса, а воздухонагреватели – для локального подъема температуры в рабочих зонах. Достоинства – задаваемый владельцем быстро регулируемый температурный режим, оптимальные эксплуатационные затраты, недостатки – значительные инвестиции при покупке и водогрейных котлов и воздухонагревателей на отработанных маслах.