Политика
№ 93 (2380), 27 августа 2015 г.

Законный путь на эшафот

В ОЗС решают, как делить власть в муниципалитетах

Стоило огород городить, называется. Дело идёт к тому, что в Нижегородской области муниципальными образованиями опять будут руководить поодиночке. Профильный комитет законодательного собрания региона одобрил соответствующий законопроект. Дело за самим ЗС НО.

«Менять! Мы уже запутались — кто главнее, к кому по какому вопросу идти», — воскликнул на заседании комитета глава администрации Починковского района Виктор Бацин. Стоит думать, что он регулярно записывался на приём к самому себе по ошибке, и часами высиживал в очереди.

Хорошо известно, что Олег Валентинович очень злится, когда его называют Олегом Александровичем. В каких краях теперь Александрович — дело тёмное, а вот Валентинычу явно полегше станет. Путаницы меньше. Проблема для него, правда, в том, что теперь утверждать кандидатуру главы администрации, если закон примут депутаты, будут на уровне областного правительства. А это для мэра Нижнего Новгорода может стать непреодолимой преградой на пути к креслу на второй срок кряду.

На поле хозяйственно-административных баталий подтянулась тяжёлая артиллерия. Прокуратура и Минюст засомневались, что внести изменения в уставы муниципальных образований получится настолько спешно, что мэра спустят из области уже в этом сезоне. Валерию Павлиновичу Шанцеву такой разворот событий показался слишком инертным. «Принять этот закон нужно сейчас», — отрезал он.

Интересно, что и противники, и сторонники усекновения второй главы нашему оленю выступают от имени и в интересах избирателей. При этом, как и на прошлых выборах, избирателя спрашивать никто не собирается. Мэра выберут депутаты. Депутатов, справедливости ради, выберут граждане. Но не пишут же в своих избирательных программах кандидаты прямо: «Буду голосовать за такого-то». А по обсуждению областными депутатами законопроекта понятно: они и сами рады бы ни с кем отношений не портить. Двоих выбрать? Сделаем! Да хоть пятерых.

Пока в ЗС законопроект не утверждён. У депутатов на первом заседании был аншлаг, а уже на втором кворума не обнаружилось. Сегодня, 28 августа — новая серия. Посмотрим, какими батогами народных избранников на заседание сгонять будут.

Наблюдать за этой вознёй любопытно. До поры граждане могли окормляться лишь слухами о том, кто там, кого, как и куда. Теперь всё на виду. По крайней мере, со стороны.

МНЕНИЯ

Дмитрий Азаров, председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

«К сожалению, система, когда глава администрации работает и председателем думы, в некоторых городах привела к конфликтной ситуации. На мой взгляд, это неправильно, поскольку конфликт всегда мешает работе. Любая модель имеет преимущества и недостатки, нет правильных и неправильных. Важно выбрать ту, которая наиболее оптимально будет работать в конкретном муниципальном образовании».

Валерий Осокин, глава комитета по вопросам госвласти и местного самоуправления заксобрания региона:

«Предлагаемая модель подразумевает, что главу города и сити-менеджера в одном лице будет выбирать конкурсная комиссия, на паритетных началах сформированная губернатором и гордумой, а депутаты в итоге будут утверждать ее решение. В 14-ти субъектах РФ аналогичные изменения улучшили жизнь граждан, а в текущей экономической ситуации бюджетам, возможно, удастся сэкономить на аппарате одного из глав. Оставить существующую двуглавую модель управления предлагается только в ЗАТО Саров и на уровне поселений».

Дмитрий Бедняков, мэр Нижнего Новгорода в 1991–1994-х годах:

«Данные законодательные изменения — это не кардинальная замена правил игры. Так было когда я был мэром, когда были мэрами Скляров, Лебедев и Булавинов. Представительный орган, глава администрации — как были, так и остаются. Единственное, что глава города будет избран не из числа депутатов, а из числа лиц, которых предложит специальная комиссия по конкурсу».

Евгений Лебедев, председатель заксобрания Нижегородской области:

«Если посмотреть на районы нашей области, то там часто руководители занимаются «перетягиванием каната» — кто главнее, кто важнее. И мне кажется, что корень зла заложен как раз в системе формирования органов МСУ. Законопроект, предложенный Осокиным, возвращает нас к старой доброй системе управления районами, когда был один хозяин».