Болдинское послесловие
Слёт-конкурс молодых литераторов-2019 завершён

Только что стояли палатки в волшебном порядке, бродил облитый солнцем Дмитрий Воденников, взвешенно глаголил Максим Замшев, символизировала собой «наше всё» в женском варианте Надя Шевелилова…
Ощущение цветущей поляны и прекрасной молодой человеческой рати. Болдинские чернозёмы, политые, прогретые. Кукуруза — это было неожиданно — стоит стеной…
Атмосфера была чудесной, как всегда, но мне кажется, что «слётки» недодали и недополучили очень много в нашей единственной и сверхценной валюте — в словах.
Здорово, что у нас немало поющих авторов, но большинство всё же не поющие. Им не то, что петь, им и говорить-то трудно… цену словам они чувствуют особо — именно в силу одарённости. Вопросы задавать — трудно. Конкурсное выступление для них — пытка, хоть и необходимая.
Конкурс поэтический — это вообще безумное начинание, конечно. Это что-то вроде чемпионата по фигурному катанию на родном языке. Или по прыжкам с трамплина. Только вот коньки и лыжи — чисто словесные. (…, а стоит чувствам нахлынуть — и всё тает!) Может, по плаванию? Тут уже дело в дыхании. Но не только.
Как соизмерять результаты? Как оценивать себя?

На моём авторском часе говорили о возрасте и времени, и о том, что у языка, у поэтического языка тоже есть возраст, исторический возраст, есть склонность, способность отображать время, да и быть, собственно, стихией времени.
Поэтически мыслящий человек может всплывать из перинатальных глубин, чувствовать своё родство с рыбами, морскими коньками и звёздами, выплывать на берега разных эпох и выходить из пены в человеческом образе в сегодняшнем дне. Это трудно. Особенно трудно выплыть в сегодняшний день, переплыв океан памяти.
Иногда у молодых поэтов это получается в одном каком-то броске (стихотворении, тексте, строфе). И вы (молодые поэты) даже не всегда чувствуете, что удалось, что не удалось.
Вот, например, Наташа Забегалова написала классное стихотворение, включила его в подборку-заявку на конкурс, а читала почему-то совсем другие стихи.
***
Да никто никому не нужен,
глаза открой.
Беспричинная жила в мясных кусках
между рёбер; в проекте сплав несколько бы иной,
, а не только из золота и серебра.
Между вишнями изгородь; вырванная доска
все цепляется выстоять честностью, без гвоздей.
Время льется потоками тонкого ручейка,
убежавшего к финишной у морей.
Создавай свои смыслы,
будь лучше не дураков,
с новой партией шишек, растления и обид.
И ты сбудешься парой застенчивых облаков,
что прольются на почвенный выжженный кристаллит.
Где-то там далеко существуют обрывки нас
непонятные лучики катятся по стене;
и вот если сейчас улыбнешься,
то в меньший раз
чувство лишнего человека всплывёт во мне.
Сильное, и очень сегодняшнее стихотворение. Запомнилось. Захотелось поделиться.
И ещё хочу сказать, просто не могу не сказать, — как же интересно пишете и читаете вы, Мария Захарова, Елена Зареева, Оксана Карташова, Диана Катинская, Артур Мальцев, Максим Маркушин, Сергей Скуратовский, Снежана Сиренко, Глеб Урядов, Андрей Ухлин, Дарья Юхно!
А вы, Мария Затонская, Алина Гребешкова, Ольга Алтухова, — изумительны, — ваш дар и слух незабываемо глубоки, неожиданны, парадоксальны.
Андрей Андронов, Александр Волошин — очень здорово, очень интересно, многогранно.
Надежда Князева — ты книга, и разве тебя откроешь на одной-двух страницах? Оля Гололобова, Надя Голдинова — у вас всегда найдутся читатели и поклонники. Настя Распопина и Настя Лаврова, лавровая веточка, — благодарных слушателей будет прибывать и прибывать.
И ещё хочу сказать вам, Анастасия Милькова, Смирнов Григорий, Ильина Анастасия, Мартынов Евгений, Демиданова Таисия — вы в ваши 16-19 лет — очень даже порадовали, получив от меня от 5 до 9 баллов из 10. Я сужу строго на самом деле. Включив не только знания, чутьё и интуицию филолога, но и театроведческое образование, и несколько других квалификаций, связанных с искусством слова.
Так здорово было стяжать молодой поэтический дух со всей страны, и чувствовать, и знать, что пульсируют сейчас, навсегда связанные с Нижним Новгородом и с болдинской землёй «горячие точки поэзии» — Ярославль, Череповец, Москва, Королёв, Одинцово, Коломна, Питер, Уфа, Екатеринбург, Красноярск! Что мерцает ими вся Нижегородская область — Павлово, Выкса, Богородск, Кстово, Заволжье, Семёнов (Тарасиха), Дзержинск, Саров, Сосновское, Воскресенское!
Почему Саша Шалашова?

Когда соединяется личный, глубоко индивидуальный опыт с тем, что литература есть форма общественного сознания и голос времени, когда автор интуитивно знает и творчески озвучивает ответ на вопрос «как добиться новизны, сохраняя верность традициям?» — кстати, так назывался авторский час Максима Замшева, главного редактора «Литературной газеты», — тогда все эксперты, такие разные, ставят высший балл, и получается призовой и лауреатский результат.
Именно таковы стихи всех призёров. Так пишут и Александр Сараев, и Роман Шишков, и Дмитрий Дергалов. И, конечно же, в самой высокой степени, — хрупкая девочка с сильным голосом и тонким слухом — Александра Шалашова. Как звучит наше время? Прислушайтесь.
АЛЕКСАНДРА ШАЛАШОВА
Папа, куда теперь
Фотки на клочья рвите, чтобы не вышло дел,
, но милицейский китель папа с утра надел,
новенькую фуражку, пояс и кобуру.
С папой гулять не страшно. Туфельки не натрут
тоненькие колготки. Лип многозвонный ряд
— с ними на общей фотке. Не отыскать рубля,
чтобы трамвай причалил, чтобы кондуктор взял.
На небе столько чаек, что описать нельзя.
Что бы с тобой ни пели — всюду выходит сор.
Катится по проспекту чертово колесо,
катится, задевая жёлтые кроны лип.
И далеко до мая, и воробьи в пыли
скачут и ищут зерён, чтобы октябрь пропеть —
папиных глаз озёра в чистом блестят стекле.
Тоненькая оправа. В небе двоится синь.
Лодочку в зиму править пусть нам достанет сил.
Папочка, сколько шума — выстрадан каждый нерв.
Помню, что звали Шурой, только как вышло мне,
что ни семьи, ни комнат — где теперь отчий дом?
и ничего такого, схожего с тем, что до,
до моего отъезда в дивный и новый кров.
Где мое место, место? В речке моей давно
плёнка такой гуаши, что никакая хмарь —
Тысячи тысяч наших празднуют Первомай,
сели, достали нарды. Всюду здесь пьянь и пыль.
Мне пережить бы надо, выбраться из толпы
занят в Соборной горке камешек каждый, метр.
Где там мой город, город? Города больше нет.
Города с детским садом, с парком в сырой грязи —
нет никакого сладу. Времени нет и сил,
чтобы купить билеты, очередь отстоять —
буду я к майским, к лету, или в седой ноябрь,
и обойду деревья, каждый белёный ствол —
вот тебе время, время. Близится Рождество,
знают меня соседи, помнят меня добром,
молится на кассете русский пресветлый рок,
«Настя» и «Наутилус» плачут, зовут фрегат —
мама давно на даче, только вот я едва
вспомню автобус, номер, старый причал, маршрут,
раз на свой страх и совесть в сто первый раз пишу:
что побросаю скоро муть всяких нужных дел,
чтоб потеплее куртку папа с утра надел.
Будут деревья улиц, будет и дом, и дверь.
Вот она я — вернулась. Папа, куда теперь?
***
Здесь памятью пропитан каждый метр —
бредут мальцы, не сдавшие экзамен,
молочной смеси нет в универсаме.
А где-то там, внизу, мне двадцать лет.
Расшатаны перила, вымыт двор,
Апрашка, семь утра, соленья в банках,
, но я несу в горсти муку и манку,
и страшно не войти живой в метро.
Иду по стружкам, брошенным к ногам,
молочным лужам и говяжьей крови —
когда настанет время колоколен,
себя я по кирпичику отдам.
Теперь гляди — мы выжили дефолт,
ходили вместе с первого по третий,
и небо в сизом ультрафиолете,
и журавлей плывет бесшумный флот.
Есть сто рублей — мне нечего терять,
куплю у бабки молоко и ливер,
и будут маяки гореть в заливе,
и будут маяки глядеть в меня.
На Малой Невке божий тихий снег.
Я клею пластырь к каждой новой ранке.
Безвременье вскипает в коммуналке.
И дочке скоро будет двадцать семь.
РОМАН ШИШКОВ
Фотограф
Слепой фотограф рукавом
трёт свой стеклянный третий глаз.
Вокруг него нет никого,
Когда, ныряя в тёмный лаз,
Как в чёрный таз, как в чью-то тень,
Он плавает промеж темнот.
И в постоянной пустоте
он роет взглядом, словно крот,
сухую почву бытия.
Звучит щелчок, выходит фото,
На нём необъяснимый кто-то.
Он знает то, что он — есть я.
И мы теряемся друг в друге,
И мы сливаемся с толпой.
Как это страшно: глаз упругий
наводит на тебя слепой.
АЛЕКСАНДР САРАЕВ
вот наши комнаты с тобой,
а ни одна из них не наша.
они молчат наперебой.
в них входят миша, юра, маша,
не понимая, кто тут жил.
так часто мы переезжали,
что растеряли багажи
и дом забыли на вокзале.
вот в этих комнатах пустых
о нас не шепчутся приметы
наш дом, променянный на стих,
и ты… и ты… и, кстати, где ты?
ДМИТРИЙ ДЕРГАЛОВ
Книжные магазины
Памяти «Дирижабля» на ул. Канавинской
Наши потребительские корзины
Как-то неожиданно опустели.
Закрывались книжные магазины,
Предвещали ядерные метели.
Надрывались твёрдые переплёты.
Мягкие слежались и затвердели.
На высотки падали самолёты.
Мир лежал в руинах к концу недели…
Оборвался сон, не узнать финала.
Вспоминал весь день, вся подкорка в мыле.
Наконец отчаялся. Доконало.
А потом узнал: «Дирижабль» закрыли.
ТАИСИЯ ДЕМИДАНОВА
Ах ты мой человек,
Вместо сердца у тебя глаз.
У тебя по руке начинает стекать
То ли нефть, то ли кровь, то ли газ.
Не разобрать.
Ах ты мой человек,
мне до слез тебя жаль.
Поскорее рисую тебе родник,
Курагу и солнечную вертикаль.
Вот. И ты не один (я ведь есть?)
Значит, я — не один, а Два.
Слезы и смех, сила и боль, жаворонок-сова.